Тематические статьи →

Ошибки при разработке сайтов: старт проекта без целей, задач и проектирования

Часто, когда встает вопрос о созда­нии сайта, цели и задачи не фор­му­ли­ру­ются или фор­му­ли­ру­ются нечёт­ко. В этом слу­чае вы нико­гда не полу­чите то, что хоте­ли, так как раз­ра­бот­чи­кам про­сто непо­нятно что именно вы хотите.

Напри­мер:

«Мне нужен сайт, кото­рый бы пред­став­лял инте­ресы моей ком­па­нии, кото­рая зани­ма­ется юри­ди­че­скими услу­га­ми. Диза­йн дол­жен быть стиль­ным и лако­нич­ным со сти­ли­сти­кой антич­но­сти. Струк­туру сайта рас­смот­рим в пред­ло­же­нии»;

или

«Нужен интер­нет-мага­зин по про­даже дет­ской одежды с диза­й­ном, верст­кой и про­грам­ми­ро­ва­нием + форум под ключ. Чем дешевле – тем луч­ше. КП рас­смот­рим на сле­ду­ю­щей неделе»;

или

«Мне нужен сайт-форум напо­до­бие вот этого […] — зато­чен­ный под остав­ле­ние отзы­вов. Он будет по типу «всё обо всём» с воз­мож­но­стью созда­ния раз­де­лов и подраз­де­лов. Вообще нужен бюд­жет­ный про­ект с воз­мож­но­стью даль­не­й­шего усо­вер­шен­ство­ва­ния и моди­фи­ка­ции, так как я пока точно не знаю, сколько смогу на нём зара­ба­ты­вать. Диза­йн будет неза­ко­вы­ри­сты­й, но сим­па­тич­ны­й. Сколько будет сто­ить и сколько вре­мени зай­мёт?»

Так выгля­дят порядка 90% обра­ще­ний к раз­ра­бот­чи­кам. Они не содер­жат ника­ких чет­ких задач. При фор­му­ли­ро­ва­нии задач в таком стиле вы нико­гда не полу­чите то, что хоте­ли, т.к. по этим зада­чам непо­нятно чего хотите вы. То есть со сто­роны заказ­чика чув­ству­ется только ясное жела­ние поско­рее (и чаще всего еще и поде­шевле) сде­лать сайт и отде­латься от этой про­бле­мы.

Дава­й­те, для нача­ла, раз­бе­ремся что такое сайт не с точки зре­ния опре­де­ле­ния, а с точки зре­ния реа­ли­за­ции биз­нес-целе­й. Сайт – это инстру­мент, кото­рый поз­во­ляет решать какие-либо зада­чи, постав­лен­ные перед ним. Напри­мер, лопата нуж­на, чтобы копать, а потому она сде­лана мак­си­мально удобно для этой зада­чи. И ей совер­шенно невоз­мож­но, напри­мер, кра­сить сте­ны. Так же дела обстоят и сайтом – чтобы полу­чить хоро­ший резуль­тат, нужно понять какие задачи дол­жен решать сайт и про­ектировать его исходя из этого понимания.

Для начала нужно опре­де­литься с целями вашего биз­неса, а исходя из этих целей фор­му­ли­ро­вать зада­чи, кото­рые направлены на дости­же­ние ваших целей и кото­рые будет решать ваш сайт. А уже исходя из задач сайт дол­жен обла­дать опре­де­лен­ными функ­ци­о­наль­ными харак­те­ри­сти­ка­ми. И все это должно быть рас­счи­тано только на ту ауди­то­рию, с кото­рой вы соби­ра­е­тесь работать.

Чтобы было понят­но, я при­веду при­мер.

Будем рас­смат­ри­вать сайт (интер­нет-мага­зин), основ­ная цель кото­рого — это про­да­вать товары (напри­мер, дет­ские). В дан­ном слу­чае сайт высту­пает местом ком­му­ни­ка­ции ком­па­нии и потен­ци­аль­ного кли­ен­та, и задача сайта — уго­во­рить потен­ци­аль­ного кли­ента купить товар. Пред­по­ло­жим, что наша ауди­то­рия — это мамы, кото­рые сидят дома и сле­дят за детьми. При­чем ауди­то­рия будет делиться на несколько типов люде­й:

  1. впер­вые зашед­шие на сайт;
  2. опре­де­лив­ши­еся с това­ром;
  3. сде­лав­шие покуп­ку;
  4. посто­янно поку­па­ю­щие;
  5. также нашей ауди­то­ри­ей сайта могут быть постав­щики товара.

Теперь фор­ми­руем задачи сайта, исходя из сце­на­риев пове­де­ния ауди­то­рии на сай­те, отве­чая на основ­ные вопросы «кто?» и «что дол­жен сде­лать?».

1) Впер­вые зашед­шие на сайт долж­ны:

  • убе­диться в нали­чии необ­хо­ди­мого това­ра;
  • понять уро­вень сто­и­мо­сти това­ра;
  • понять при­о­ри­теты работы интер­нет-мага­зина, напри­мер, мага­зин про­дает каче­ствен­ный товар топо­вых марок, по сред­ней цене, с достав­кой товара на сле­ду­ю­щий день и нако­пи­тель­ной систе­мой ски­док.

2) Опре­де­лив­ши­еся с това­ром:

  • узнать сто­и­мость това­ра;
  • понять почему у вас поку­пать лучше (напри­мер, любой товар перед отправ­кой обя­за­тельно про­ве­ря­ет­ся; воз­врат товара воз­мо­жен в тече­ние 2-х меся­цев; в осо­бых ситу­а­циях доставка воз­можна в тот же день и др.).

3) Сде­лав­шие покуп­ку:

  • оста­вить отзыв о товаре и обслу­жи­ва­нии;
  • при­нять уча­стие в нако­пи­тель­ной бонус­ной про­грам­ме.

4) Посто­янно поку­па­ю­щие:

  • поре­ко­мен­до­вать интер­нет-мага­зин своим знакомым;
  • про­дол­жать делать покуп­ки.

5) Постав­щики това­ров:

  • убе­диться, что вы рабо­та­ете только с круп­ными постав­щи­ка­ми;
  • убе­диться, что работа с вами – это гаран­тия свое­вре­мен­ных оплат, посто­ян­ные заказы и удоб­ное сотруд­ни­че­ство.

Далее, исходя из задач, продумываем функ­ци­о­наль­ные воз­мож­но­сти сайта. Напри­мер, нам нужно чтобы «посто­янно поку­па­ю­щие» оста­ва­лись лояль­ными к нашему мага­зину: вспо­ми­наем нашу ауди­то­рию мам, сидя­щих дома и сле­дя­щих за детьми. Для этого нам нуж­но, напри­мер:

  • вве­сти нако­пи­тель­ную про­грам­му, чтобы для посто­ян­ных поку­па­те­лей были скид­ки;
  • лич­ный каби­нет дол­жен хра­нить исто­рии зака­зов, чтобы можно было повто­рить заказ легко (т.к. если это пита­ние, то заказы могут повто­ряться) и быстро (т.к. у мам, сле­дя­щих за детьми, мало вре­мени) + напри­мер, при повтор­ных зака­зах достав­лять товар без пред­ва­ри­тель­ного под­твер­жде­ния по теле­фо­ну;
  • сде­лать отоб­ра­же­ние только для опре­де­лен­ного воз­раста това­ров (напри­мер, ребенку 1 год и при выборе воз­раста ребенка на сайте дру­гой товар (не соот­вет­ству­ю­щий воз­расту) не отоб­ра­жа­ет­ся, т.к. он не нужен и только мешает поиску и работе с сайтом);

Есте­ствен­но, это только при­мер, с помо­щью кото­рого я хотел дать пони­ма­ние как это нужно делать.

Итак, под­ве­дем ито­ги: преж­де чем идти к испол­ни­те­лю, нужно понять свои цели и уже их на осно­ва­нии ста­вить зада­чи, кото­рые дол­жен решать такой инстру­мент, как сайт. А исходя из задач — про­ду­мы­вать функ­ци­о­наль­ные воз­мож­но­сти, кото­рые необ­хо­димы для работы только с вашей целе­вой ауди­то­ри­ей на основе их сце­на­рия пове­де­ния на сайте.

Поделитесь с друзьями:


Информация о публикации:

Материал опубликован в 2014 году. Эта ста­тья о веб-разработке. При пере­пуб­ли­ка­ции обя­за­тельно ука­за­ние пер­во­ис­точ­ника в виде гипер­тек­сто­вой ссылки на сайт web-creator.ru

Воспользуйтесь нашими
знаниями и опытом

Отправьте нам сообщение при помощи формы. Или напишите на e-mail s@web-creator.ru

Мы максимально оперативно ответим Вам по электронной почте или перезвоним.

При отправке сообщения через форму, укажите пожалуйста предпочтительный способ связи с Вами: телефон или адрес электронной почты. Мы сможем ответить Вам подробнее, если Вы напишете что-то о запланированном проекте или предполагаемых задачах.

Либо просто позвоните нам по номеру: +7 495 215-1501

Мы работаем по будним дням с 10 до 19 часов.

Комплексные услуги

Реализация «под ключ» проектов по созданию различных видов сайтов, разработка веб-приложений для автоматизации бизнес-процессов, ведение контекстных и медийных рекламных кампаний, поисковое продвижение, комплексная поддержка веб-проектов, консалтинговые услуги.