Тематические статьи →

Как написать функциональное техническое задание?

Всё про­сто: нор­маль­ным рус­ским язы­ком опи­сы­вайте нуж­ные функ­ции в фор­мате сце­на­рия исполь­зо­ва­ния. Сце­на­рий лучше всего опи­сы­вать в по схе­ме: [роль поль­зо­ва­те­ля] может [дей­стви­е], [опи­са­ние целей поль­зо­ва­те­ля, а также необ­хо­ди­мых шагов и вари­ан­тов раз­ви­тия собы­тий]. Опти­мально – раз­би­вать опи­са­ние боль­ших ком­по­нен­тов на малень­кие составляющие.

В конеч­ном ито­ге, пункты ТЗ должны быть объ­ек­тив­ны­ми, про­сто изло­жен­ными и эле­мен­тар­ным спо­со­бом про­ве­ря­е­мыми тре­бо­ва­ни­я­ми, напри­мер, вполне адек­ват­ные функ­ци­о­наль­ные тре­бо­ва­ния в фор­мате сце­на­рия:

Гость дол­жен иметь воз­мож­ность заре­ги­стри­ро­ваться на сай­те, путем запол­не­ния формы реги­стра­ции (обя­за­тельно ука­зав своё имя, адрес элек­трон­ной почты и жела­е­мый пароль). Также гость, при нали­чии у него учёт­ной запи­си, дол­жен иметь воз­мож­ность войти на сайт, ука­зав в соот­вет­ству­ю­щей форме свой адрес элек­трон­ной почты и пароль. Это нужно для того, чтобы у него была воз­мож­ность выпол­нять дей­ствия, тре­бу­ю­щие нали­чия учет­ной записи (напри­мер, поку­пать товары в интер­нет-мага­зине или остав­лять ком­мен­та­рии).
Каж­дый аутен­ти­фи­ци­ро­ван­ный (вошед­ший на сайт) поль­зо­ва­тель дол­жен иметь воз­мож­ность выйти из систе­мы, напри­мер, чтобы исклю­чить осу­ществ­ле­ние даль­ней­ших дей­ствий на сайте от сво­его имени другими поль­зо­ва­те­лями ком­пью­те­ра.

Субъ­ек­тив­ные (некор­рект­ные) тре­бо­ва­ния – это все тре­бо­ва­ния с оце­ноч­ными при­ла­га­тель­ными типа удоб­ный, кра­си­вый, про­стой и тому подобными. Это никак нельзя про­ве­рить, а зна­чит при­нять рабо­ту, осно­вы­ва­ясь на таких кри­те­риях про­сто не получится.

Непо­нят­ные (некор­рект­ные) тре­бо­ва­ния – это тре­бо­ва­ния сфор­му­ли­ро­ван­ные так, что нельзя без долж­ной под­го­товки понять о чём вообще идёт речь, например:

Поль­зо­ва­тель дол­жен иметь воз­мож­ность реструк­ту­ри­зи­ро­вать ком­по­ненты сво­его акка­унта путём деком­по­зи­ции отдель­ных сущ­но­стей на про­из­вольно зада­ва­е­мое число вза­имно зави­си­мых ком­по­нен­тов.

Еще при­меры нор­маль­ных функ­ци­о­наль­ных тре­бо­ва­ний:

Гость на каж­дой стра­нице может войти на сайт. По нажа­тию кнопки «войти» откры­ва­ется форма для ввода логина и паро­ля. При кор­рект­ном вводе логина и пароля поль­зо­ва­тель вхо­дит на сайт и ему выво­дится уве­дом­ле­ние об этом, дальше он рабо­тает с сай­том как аутен­ти­фи­ци­ро­ван­ный поль­зо­ва­тель и ему ста­но­вятся доступны допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти. При некор­рект­ном вводе логина и/или пароля отоб­ра­жа­ется уве­дом­ле­ние о про­изо­шед­шем и поль­зо­ва­телю пред­ла­га­ется повторно запол­нить форму
Заре­ги­стри­ро­ван­ный поль­зо­ва­тель при посе­ще­нии сайта дол­жен видеть пер­со­наль­ное при­вет­ствие «Здрав­ствуй­те, [Имя] [От­че­ство]!» и ссылку для выхода с сай­та. При нажа­тии на своё имя поль­зо­ва­тель попа­дает в лич­ный каби­нет, при нажа­тии на ссылку «выход» – выхо­дит из системы и дальше рабо­тает с сай­том как гость.
Адми­ни­стра­тор может уда­лить стра­ницу сай­та. В списке стра­ниц напро­тив каж­дой стра­ницы есть кнопка для уда­ле­ни, по нажа­тию на эту кнопку выво­дится диа­лог под­твер­жде­ния уда­ле­ния. При под­твер­жде­нии стра­ница уда­ля­ет­ся, а при отказе — уда­ле­ния не про­ис­хо­дит.

Как пра­ви­ло, функ­ци­о­наль­ные тре­бо­ва­ния раз­ви­ва­ют­ся: уточ­ня­ются и кон­кре­ти­зи­ру­ются как в про­цессе согла­со­ва­ния, так и в про­цессе раз­ра­бот­ки. Напри­мер, опи­са­ние про­це­дуры реги­стра­ции в конеч­ном итоге может выгля­деть так:

Гость дол­жен иметь воз­мож­ность заре­ги­стри­ро­ваться на сай­те. Для этого он может с любой стра­ницы сайта по ссылке «заре­ги­стри­ро­ваться» перейти на стра­ницу с фор­мой реги­стра­ции.

Форма реги­стра­ции содер­жит поля: Фами­лия, Имя, Адрес элек­трон­ной почты, Пароль и его Под­твер­жде­ние, а также флаг согла­сия с пуб­лич­ной офер­той. Все поля явля­ются обя­за­тель­ными для запол­не­ния. Адрес элек­трон­ной почты дол­жен быть кор­рект­ным адре­сом e-mail, Пароль дол­жен быть не короче 6 сим­во­лов и содер­жать буквы и циф­ры, Пароль и Под­твер­жде­ние должны сов­па­дать, флаг согла­сия с пуб­лич­ной офер­той дол­жен быть уста­нов­лен. При некор­рект­ном запол­не­нии формы выво­дится спи­сок оши­бок при запол­не­нии фор­мы, а поля с ошиб­ками подсвечиваются.

Кор­ректно запол­нив и отпра­вив форму реги­стра­ции гость создаёт новую учёт­ную запись, а ему на ука­зан­ный адрес элек­трон­ной почты отправ­ля­ется письмо с уве­дом­ле­нием о реги­стра­ции и со ссыл­кой для акти­ваци акка­унта. Для акти­вации акка­ункта поль­зо­ва­тель дол­жен перейти по полу­чен­ной ссыл­ке, после чего он будет авто­ма­ти­че­ски аутен­ти­фи­ци­ро­ван (вой­дёт на сайт).

Если поль­зо­ва­тель не полу­чил ссылку для акти­вации, то он может запро­сить её повтор­ную отправ­ку, про­сто ука­зав свой адрес элек­трон­ной почты, в этом слу­чае ему должно быть также выве­дено сооб­ще­ние с реко­мен­да­цией поис­кать письмо в спа­ме.

Вход при помощи формы входа до акти­вации учёт­ной записи невоз­мо­жен, в слу­чае попытки входа или реги­стра­ции с рек­ви­зи­тами доступа неак­тив­ной учет­ной записи поль­зо­ва­телю должно быть выве­дено уве­дом­ле­ние о том, что учет­ная запись неак­тив­на, а также пред­ло­же­ние повторно отпра­вить письмо со ссыл­кой для акти­вации акка­унта.
Если поль­зо­ва­тель не акти­ви­рует свою учёт­ную запись в тече­ние одной неде­ли, то она будет уда­лена из базы дан­ных.

В слу­чае пере­хода по ссылке «заре­ги­стри­ро­ваться» уже заре­ги­стри­ро­ван­ным и аутен­ти­фи­ци­ро­ванным поль­зо­ва­те­лем форма реги­стра­ции не должна пока­зы­вать­ся, а должна быть осу­ществ­лена пере­ад­ре­са­ция на стра­ницу про­филя теку­щего поль­зо­ва­теля с уве­дом­ле­нием: «Вы уже заре­ги­стри­ро­ваны и уже вошли на сайт».

Такая подроб­ная спе­ци­фи­ка­ция пусть и не очень про­ста в напи­са­нии, но зато доста­точно точно опи­сы­вает тре­бо­ва­ния к ито­го­вой логике работы ком­по­нен­та, что поз­во­ляет без про­блем про­ве­сти сдачу-при­ёмку выпол­нен­ных работ.

Поделитесь с друзьями:


Информация о публикации:

Материал опубликован в 2014 году. Эта ста­тья о веб-разработке. При пере­пуб­ли­ка­ции обя­за­тельно ука­за­ние пер­во­ис­точ­ника в виде гипер­тек­сто­вой ссылки на сайт web-creator.ru

Воспользуйтесь нашими
знаниями и опытом

Отправьте нам сообщение при помощи формы. Или напишите на e-mail s@web-creator.ru

Мы максимально оперативно ответим Вам по электронной почте или перезвоним.

При отправке сообщения через форму, укажите пожалуйста предпочтительный способ связи с Вами: телефон или адрес электронной почты. Мы сможем ответить Вам подробнее, если Вы напишете что-то о запланированном проекте или предполагаемых задачах.

Либо просто позвоните нам по номеру: +7 495 215-1501

Мы работаем по будним дням с 10 до 19 часов.

Комплексные услуги

Реализация «под ключ» проектов по созданию различных видов сайтов, разработка веб-приложений для автоматизации бизнес-процессов, ведение контекстных и медийных рекламных кампаний, поисковое продвижение, комплексная поддержка веб-проектов, консалтинговые услуги.