Тематические статьи →

Использование экономических критериев в веб-разработке для оценки целесообразности реализации

В этой ста­тье будут затро­нуты неко­то­рые осо­бен­но­сти раз­ра­ботки и под­держки ПО, кото­рые осно­вы­ва­ются на эко­но­ми­че­ских кри­те­риях оценки целесообразности.

Цена избы­точ­ных функ­ци­о­наль­ных воз­мож­но­стей

При раз­ра­ботке ПО важно пони­мать, что любая воз­мож­ность про­грамм­ного про­дукта стоит денег как для её раз­ра­ботки и внед­ре­ния, так и для после­ду­ю­щего сопро­вож­де­ния. Чем больше функ­ци­о­наль­ных воз­мож­но­стей закла­ды­ва­ется в про­дукт, тем он будет дороже в созда­нии и в даль­ней­шем сопро­вож­де­нии. Поэтому при раз­ра­ботке сай­тов, веб-при­ло­же­ний и сер­ви­сов стоит заду­мы­ваться о необ­хо­ди­мо­сти реа­ли­за­ции тех или иных функ­ций с ком­мер­че­ской точки зре­ния.

Еще один аспект «платы за широ­кие воз­мож­но­сти» — это баги (ошибки и сбои), чем больше и слож­нее про­дукт, чем актив­нее внед­ря­ются в него новые функ­ции, тем больше веро­ят­но­сть, что в нём будут ошиб­ки. Если при­ве­сти ана­ло­гию, то «вычи­тать» лите­ра­тур­ный текст объ­ё­мом в один лист A4 можно доста­точно быстро и оши­бок там избе­жать про­сто, а вот с мно­го­стра­нич­ным доку­мен­том уже часто воз­ни­кают слож­но­сти. В раз­ра­ботке ПО всё услож­ня­ется тем, что ком­по­нен­тов в раз­ра­ба­ты­ва­е­мых про­дуктах доста­точно много и они тесно вза­и­мо­свя­заны — два вполне кор­ректно рабо­та­ю­щих по отдель­но­сти ком­по­нен­та, напри­мер, могут при соче­та­нии при­во­дить к сбо­ям, а добав­ле­ние чего-либо в одном месте — ошибки в дру­гом. В какой-то мере этих про­блем можно избе­жать при исполь­зо­ва­нии авто­ма­ти­че­ского тести­ро­ва­ния и методологии TDD, но это тоже не пана­цея.

Как пра­ви­ло, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство «допол­ни­тель­ных» функ­ций про­грамм­ных про­дук­тов неэф­фек­тивны с ком­мер­че­ской точки зре­ния — затраты на них суще­ствен­ные, а вот финансовой выгоды они не при­но­сят.

Цена отка­зо­устой­чи­во­сти

Систе­ма, кото­рая рабо­тает на одном выде­лен­ном сер­вере в нор­маль­ном дата-цен­тре, в реаль­но­сти не является отказоустойчивой. Однако сред­няя её доступ­ность обычно не ниже 99,8%. Кластер нужен в том слу­чае, если при­рост в 0,2% доступ­но­сти реально оку­пит вло­же­ния в раз­ра­ботку и в сопро­вож­де­ние, а также в аренду или покупку оборудования. Кластерное реше­ние обычно дороже в раз­ра­ботке и под­держке на 10–20%, а затраты на обо­ру­до­ва­ние при раз­во­ра­чи­ва­нии отка­зо­устой­чи­вого кла­стера удва­и­ва­ются (как мини­мум).

Таким обра­зом, дви­же­ние в сто­рону отка­зо­устой­чи­во­сти имеет смысл, если исключаемые на про­стое потери поз­во­ляют финан­си­ро­вать раз­ра­ботку и под­держку более «наво­ро­чен­ного» реше­ния. Честно гово­ря, таких веб-про­ек­тов не так уж и много и боль­шая часть ком­мер­че­ских сай­тов к ним не отно­сит­ся.

Цена под­держки 24/7

Ситу­а­ция схо­жая с отка­зо­устой­чи­во­стью. Имеет смысл орга­ни­зо­вы­вать такого рода сап­порт только в том слу­чае, если срок реак­ции на обра­ще­ния крайне кри­ти­чен с точки зре­ния биз­неса (напри­мер, если сопро­вож­да­ется биз­нес-систе­ма, поль­зо­ва­тели кото­рой рабо­тают в несколь­ких часо­вых поя­сах) и есть суще­ствен­ные ком­мер­че­ские или репу­та­ци­он­ные риски из-за вызван­ного сбоем про­стоя сер­виса (кото­рые, как пра­ви­ло, если и слу­ча­ют­ся, то в ноч­ное вре­мя, да и про­ис­хо­дит это доста­точно редко).

Даже про­стая под­держка 24/7 обычно суще­ственно дороже под­держки только в рабо­чее вре­мя. Про­стая под­держка — это приём обра­ще­ний и выпол­не­ние неспе­ци­фи­че­ских опе­ра­ций (напри­мер, пере­за­пуск служб на сер­вере). А вот круг­ло­су­точ­ный сап­порт, кото­рый в состо­я­нии решать спе­ци­фи­че­ские про­блемы про­ек­та, стоит в несколько раз доро­же, так как тре­бует выде­лен­ных под про­ект спе­ци­а­ли­стов.

В слу­чае «про­стой» под­держки или под­держки коро­боч­ных реше­ний на соб­ствен­ной инфра­струк­туре Под­ряд­чик для сопро­вож­да­е­мых про­ек­тов выде­ляет некую коман­ду. И чем больше кли­ен­тов, тем меньше затраты на каж­дого кли­ента в отдель­но­сти (под­держка, свя­зан­ная с работоспособностью, не тре­бует «про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей», а про­сто свое­вре­мен­ной доступ­но­сти спе­ци­а­ли­стов). По сути, если кли­ен­тов 100, то каж­дый из них опла­чи­вает 1% от сто­и­мо­сти такого отде­ла.

В слу­чае «про­дви­ну­той» под­держки инди­ви­ду­аль­ных реше­ний Под­ряд­чик фор­ми­рует отдел «под кли­ента», а Заказ­чик опла­чи­вает если не пол­ную сто­и­мость этого отде­ла, то зна­чи­тель­ную её часть. Спе­ци­а­ли­сты под­держки полу­чают оплату не за выпол­не­ние заявок, а за фак­ти­че­ское при­сут­ствие на рабо­чем месте, то есть себесто­и­мость такого отдела доста­точно посто­ян­ная и она должна ком­пен­си­ро­ваться за счёт поступ­ле­ний денег от Заказ­чика ради кото­рого этот отдел был сфор­ми­ро­ван. Тех­ни­че­ски можно такой отдел «раз­де­лить» между 3–4 про­ектами, но обес­пе­чить высо­кую осве­дом­лен­ность спе­ци­а­ли­стов по боль­шему числу про­ек­тов на прак­тике нереально.

Поделитесь с друзьями:


Информация о публикации:

Материал опубликован в 2014 году. Эта статья о веб-разработке, о поддержке и сопровождении веб-проектов и о бизнесе в ИТ. При пере­пуб­ли­ка­ции обя­за­тельно ука­за­ние пер­во­ис­точ­ника в виде гипер­тек­сто­вой ссылки на сайт web-creator.ru

Воспользуйтесь нашими
знаниями и опытом

Отправьте нам сообщение при помощи формы. Или напишите на e-mail s@web-creator.ru

Мы максимально оперативно ответим Вам по электронной почте или перезвоним.

При отправке сообщения через форму, укажите пожалуйста предпочтительный способ связи с Вами: телефон или адрес электронной почты. Мы сможем ответить Вам подробнее, если Вы напишете что-то о запланированном проекте или предполагаемых задачах.

Либо просто позвоните нам по номеру: +7 495 215-1501

Мы работаем по будним дням с 10 до 19 часов.

Комплексные услуги

Реализация «под ключ» проектов по созданию различных видов сайтов, разработка веб-приложений для автоматизации бизнес-процессов, ведение контекстных и медийных рекламных кампаний, поисковое продвижение, комплексная поддержка веб-проектов, консалтинговые услуги.