Принцип открытости/закрытости — The Open Closed Principle или OCP — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования SOLID, сформулированных Робертом Мартином.
Принцип декларирует, что программные сущности (классы, модули, функции и т. п.) должны быть открыты для расширения, но закрыты для изменения. Это означает, что эти сущности могут менять свое поведение без изменения их исходного кода.
В этом контексте открытость для расширения — это возможность добавить для класса, модуля или функции новое поведение, если необходимость в этом возникнет, а закрытость для изменений — это запрет на изменение исходного кода программных сущностей. На первый взгляд, это звучит сложно и противоречиво. Но если разобраться, то принцип вполне логичен.
Следование принципу OCP заключается в том, что программное обеспечение изменяется не через изменение существующего кода, а через добавление нового кода. То есть созданный изначально код остаётся «нетронутым» и стабильным, а новая функциональность внедряется либо через наследование реализации, либо через использование абстрактных интерфейсов и полиморфизм.
Принцип открытости/закрытости Мейера основывается на идее, что разработанная изначально реализация класса в дальнейшем не модифицируется (разве что исправляются ошибки), а любые изменения производятся через создание нового класса, который обычно наследуется от изначального. Согласно определению Мейера реализация интерфейса может быть унаследована и переиспользована, но интерфейс может и измениться в новой реализации.
Позже был сформулирован полиморфный принцип открытости/закрытости. Он основывается на строгой реализации интерфейсов и на наследовании от абстрактных базовых классов или на полиморфизме. Созданный изначально интерфейс должен быть закрыт для модификаций, а новые реализации как минимум соответсвуют этому изначальному интерфейсу, но могут поддерживать и другие, более расширенные.
Принципы SOLID :