Принцип программирования KISS — делайте вещи проще

Большая часть программных систем необосновано перегружена ненужными функциями. Это ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками. Следование принципу «KISS» позволяет разрабатывать решения, которые просты в использовании и в сопровождении.

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности. Есть два варианта расшифровки аббревиатуры: «keep it simple, stupid» и более корректный «keep it short and simple».

В проектировании следование принципу KISS выражается в том, что:

  • Не имеет смысла реализовывать дополнительные функции, которые не будут использоваться вовсе или их использование крайне маловероятно. Как правило, большинству пользователей достаточно базового функционала, а усложнение только вредит удобству приложения.
  • Не стоит перегружать интерфейс теми опциями, которые не будут нужны большинству пользователей, а пригодятся только узкой группе профессионалов или любителям тонкой настройки. Гораздо проще предусмотреть для редко используемых опций отдельный «расширенный» интерфейс или вовсе отказаться от избыточного функционала.
  • Бессмысленно делать реализацию сложной бизнес‑логики, которая учитывает абсолютно все возможные варианты поведения системы, пользователя и окружающей среды. Во‑первых, это просто невозможно. А во‑вторых, такая фанатичность заставляет собирать «звездолёт», что чаще всего иррационально с коммерческой точки зрения.

В программировании следование принципу KISS можно описать так:

  • Не имеет смысла беспредельно увеличивать уровень абстракции, надо уметь вовремя остановиться.
  • Бессмысленно закладывать в проект избыточные функции «про запас», которые может быть когда‑нибудь кому‑либо понадобятся.
  • Стоит отказываться от ненужных функций (и удалять их), если их ненужность стала очевидна. Не стоит сопровождать код и в целом функциональность, которые не используются.
  • Не стоит подключать огромную библиотеку, если вам от неё нужна лишь пара функций.
  • Декомпозиция чего‑то сложного на простые составляющие — это архитектурно верный подход.
  • Абсолютная математическая точность или предельная детализация нужны не всегда — большинство систем создаются не для запуска космических шаттлов, данные можно и нужно обрабатывать с той точностью, которая достаточна для качественного решения задачи, а детализацию выдавать в нужном пользователю объёме, а не в максимально возможном.
  • Избегайте преждевременной оптимизации — оптимизации обычно усложняют код и ухудшают его понимание, поэтому стоит заниматься оптизационными улучшениям только при фактическом наличии такой необходимости.

KISS имеет много общего c принципом разделения интерфейса из пяти принципов SOLID, сформулированных Робертом Мартином, а также тесно переплетается с принципами DRY и YAGNI. Вместе они формируют основу для написания чистого, эффективного кода. Однако важно не впадать в крайности: простота не должна идти в ущерб функциональности.

KISS — это призыв не к примитивизму, а к отказу от избыточного переусложнения. Следя за тем, чтобы код оставался простым, понятным и лаконичным, разработчики экономят время себе и коллегам, снижают риски возникновения ошибок и упрощают дальнейшее сопровождение проекта.

методологии разработкифронтендбэкендвеб-разработка
Статья опубликована в 2019 и была обновлена в 2025 году

Тематические статьи

Принцип программирования DRY — don’t repeat yourself / не повторяйтесь

Следование принципу DRY позволяет добиться высокой сопровождаемости программного продукта: внесение изменений и тестирование значительно упрощаются.

Если код не дублируется, то для изменения логики достаточно внесения исправлений всего в одном месте. Также значительно проще тестировать одну (пусть и более сложную) функцию, а не набор из десятков однотипных. При следовании DRY упрощается и повторное использование функций, вынесенных из сложных алгоритмов, что позволяет сократить время разработки и тестирования новой функциональности.

Статья обновлена в 2025 году
Принцип программирования YAGNI — «Вам это не понадобится»

Принцип заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться. YAGNI основан на идее, что большинство «гипотетических» возможностей, которые кажутся полезными на этапе проектирования, никогда не будут востребованы. Реализуя их заранее, разработчики тратят время, усложняют код и повышают риск ошибок.

В результате разработка ненужных функций не сжигает бюджет проекта, а разработчики не тратят оплачиваемое время на реализацию и дальнейшее сопровождение в реальности ненужного функционала. Избыточная функциональность сжигает больше всего ресурсов именно на сопровождении: больше написанного кода — труднее сопровождать и выше вероятность появления «багов». И тут очень уместна поговорка: «лучший код — это ненаписанный код».

Статья обновлена в 2025 году
SOLID — принципы объектно-ориентированного программирования

SOLID это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно-ориентированном программировании, предложенных Робертом Мартином:

  • Single responsibility — принцип единственной ответственности
  • Open-closed — принцип открытости / закрытости
  • Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
  • Interface segregation — принцип разделения интерфейса
  • Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей
Статья обновлена в 2025 году
TDD — разработка через тестирование

TDD, test-driven development или разработка через тестирование — это методология разработки ПО, повышающая надёжность и сопровождаемость проектов. При следовании этой методологии тесты пишутся до написания кода.

TDD основывается на повторении коротких циклов разработки: сначала пишется тест, покрывающий желаемое изменение, затем пишется программный код, который реализует желаемое поведение системы и позволяет пройти написанный тест, а после этого проводится рефакторинг написанного кода с постоянной проверкой прохождения тестов.

Статья обновлена в 2025 году
Стандарты кодирования — залог хорошей сопровождаемости проекта

Любая командная разработка может быть эффективной только в том случае, если участники команды имеют общее видение.

Если над проектом работает команда, а не один‑два разработчика, то обязательно должен быть стандарт оформления кода — набор правил и соглашений, которые описывают базовые принципы оформления программного кода, используемого совместно группой разработчиков.

Статья обновлена в 2023 году

Наши услуги

Цифровизация

Формализуем и автоматизируем бизнес‑процессы, осуществляем системную интеграцию, разрабатываем и внедряем цифровые решения, повышающие эффективность бизнеса.

Разработка

Разрабатываем сложные веб‑приложения и сайты. Создаём как отдельные инструменты для бизнеса, так и полноценные цифровые системы по индивидуальным требованиям.

Разработка корпоративных информационных систем

Cоздаём как комплексные ERP‑системы для бизнеса, так и более специализированные информационные системы — CRM, WMS, BPMS, экспертные и аналитические системы, системы поддержки принятия решений, коммуникативные сервисы и многое другое.

Поддержка проектов и DevOps

Осуществляем комплексную поддержку ИТ‑проектов для обеспечения высокой работоспособности и улучшения продуктовых метрик.

Отказоустойчивость

Разрабатываем и сопровождаем комплексные системы, устойчивые к отказу оборудования, отдельных сервисов и целых подсистем.

Быстродействие

Разрабатываем веб‑приложения, работающие по‑настоящему быстро: генерация страниц осуществляется за доли секунды, а загрузка сайта даже на медленных каналах занимает не более пары секунд.

Высокие нагрузки

Мы создаём сайты и веб‑приложения, которые выдерживают десятки тысяч обращений в минуту без сбоев и без снижения скорости работы.