Принципы SOLID: принцип разделения интерфейса

Принцип разделения интерфейса — The Interface Segregation Principle или ISP — один из пяти основных принципов объектно‑ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип в формулировке Роберта Мартина декларирует, что клиенты не должны зависеть от методов, которые они не используют. То есть если какой‑то метод интерфейса не используется клиентом, то изменения этого метода не должны приводить к необходимости внесения изменений в клиентский код.

Следование принципу ISP заключается в создании интерфейсов, которые достаточно специфичны и требуют только необходимый минимум реализаций методов. Избыточные интерфейсы, напротив, могут требовать от реализующего класса создание большого количества методов, причём даже таких, которые не имеют смысла в контексте класса.

В чём‑то принцип разделения интерфейса перекликается с принципом единственной ответственности — интерфейсы не должны быть избыточно «толстыми», если вдруг в приложении формируется слишком объёмный интерфейс, то есть высокая вероятность, что так происходит из‑за того, что в этом интерфейсе слишком много разных ответственностей, а значит логичнее всего провести декомпозицию сложного интерфейса на несколько простых.

Принцип разделения интерфейса снижает сложность поддержки и развития приложения. Чем проще и минималистичнее используемый интерфейс, тем менее ресурсоёмкой является его реализация в новых классах, тем меньше причин его модифицировать, но и в случае модификации она будет значительно проще.

Принципы SOLID:

Тематические статьи

Принцип программирования KISS — делайте вещи проще

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности.

Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками. Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.

методологии разработки
фронтенд
бэкенд
веб-разработка
Статья опубликована в 2019 и обновлена в 2023 году

SOLID — принципы объектно‑ориентированного программирования

SOLID это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно‑ориентированном программировании, предложенных Робертом Мартином:

  • Single responsibility — принцип единственной ответственности
  • Open-closed — принцип открытости / закрытости
  • Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
  • Interface segregation — принцип разделения интерфейса
  • Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей
веб-разработка
методологии разработки
бэкенд
Статья опубликована в 2019 и обновлена в 2023 году

Принцип программирования DRY — don’t repeat yourself / не повторяйте себя

Следование принципу DRY позволяет добиться высокой сопровождаемости программного продукта: внесение изменений и тестирование значительно упрощаются.

Если код не дублируется, то для изменения логики достаточно внесения исправлений всего в одном месте. Также значительно проще тестировать одну (пусть и более сложную) функцию, а не набор из десятков однотипных. При следовании DRY упрощается и повторное использование функций, вынесенных из сложных алгоритмов, что позволяет сократить время разработки и тестирования новой функциональности.

веб-разработка
бэкенд
фронтенд
методологии разработки
Статья опубликована в 2018 и обновлена в 2023 году

Принцип программирования YAGNI — «Вам это не понадобится»

Принцип заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться.

В результате разработка ненужных функций не сжигает бюджет проекта, а разработчики не тратят оплачиваемое время на реализацию и дальнейшее сопровождение в реальности ненужного функционала. Избыточный функционал сжигает больше всего ресурсов именно на сопровождении: больше написанного кода — труднее сопровождать и выше вероятность появления «багов». И тут очень уместна поговорка: «лучший код — это ненаписанный код».

методологии разработки
веб-разработка
бэкенд
фронтенд
Статья опубликована в 2019 и обновлена в 2023 году

Стандарты кодирования — залог хорошей сопровождаемости проекта

Любая командная разработка может быть эффективной только в том случае, если участники команды имеют общее видение.

Если над проектом работает команда, а не один‑два разработчика, то обязательно должен быть стандарт оформления кода — набор правил и соглашений, которые описывают базовые принципы оформления программного кода, используемого совместно группой разработчиков.

методологии разработки
веб-разработка
бэкенд
фронтенд
Статья опубликована в 2014 и обновлена в 2023 году

TDD — разработка через тестирование

TDD, test-driven development или разработка через тестирование — это методология разработки ПО, повышающая надёжность и сопровождаемость проектов.

TDD основывается на повторении коротких циклов разработки: сначала пишется тест, покрывающий желаемое изменение, затем пишется программный код, который реализует желаемое поведение системы и позволяет пройти написанный тест, а после этого проводится рефакторинг написанного кода с постоянной проверкой прохождения тестов.

автоматизированное тестирование
тестирование
TDD
методологии разработки
Статья опубликована в 2014 и обновлена в 2023 году

Наши услуги