SOLID — принципы объектно‑ориентированного программирования

SOLID — это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно‑ориентированном программировании — Single responsibility, Open-closed, Liskov substitution, Interface segregation и Dependency inversion.

В переводе на русский: принципы единственной ответственности, открытости / закрытости, подстановки Барбары Лисков, разделения интерфейса и инверсии зависимостей)

Аббревиатура SOLID была предложена Робертом Мартином, автором нескольких книг, широко известным в сообществе разработчиков. Следование принципам позволяет строить на базе ООП масштабируемые и сопровождаемые программные продукты с понятной бизнес‑логикой. Код, который написан с соблюдением принципов SOLID, проще понимать, поддерживать, расширять или изменять его функциональность.

Расшифровка:

  • Single responsibility — принцип единственной ответственности
  • Open-closed — принцип открытости / закрытости
  • Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
  • Interface segregation — принцип разделения интерфейса
  • Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей

Принцип единственной обязанности / ответственности (single responsibility principle / SRP) обозначает, что каждый объект должен иметь одну обязанность и эта обязанность должна быть полностью инкапсулирована в класс. Все его сервисы должны быть направлены исключительно на обеспечение этой обязанности. Подробнее про SRP →

Принцип открытости / закрытости (open-closed principle / OCP) декларирует, что программные сущности (классы, модули, функции и т. п.) должны быть открыты для расширения, но закрыты для изменения. Это означает, что эти сущности могут менять свое поведение без изменения их исходного кода. Подробнее про OCP →

Принцип подстановки Барбары Лисков (Liskov substitution principle / LSP) в формулировке Роберта Мартина: «функции, которые используют базовый тип, должны иметь возможность использовать подтипы базового типа не зная об этом». Подробнее про LSP →

Принцип разделения интерфейса (interface segregation principle / ISP) в формулировке Роберта Мартина: «клиенты не должны зависеть от методов, которые они не используют». Принцип разделения интерфейсов говорит о том, что слишком «толстые» интерфейсы необходимо разделять на более маленькие и специфические, чтобы клиенты маленьких интерфейсов знали только о методах, которые необходимы им в работе. В итоге, при изменении метода интерфейса не должны меняться клиенты, которые этот метод не используют. Подробнее про ISP →

Принцип инверсии зависимостей (dependency inversion principle / DIP) — модули верхних уровней не должны зависеть от модулей нижних уровней, а оба типа модулей должны зависеть от абстракций; сами абстракции не должны зависеть от деталей, а вот детали должны зависеть от абстракций. Подробнее про DIP →

веб-разработкаметодологии разработкибэкенд
Статья опубликована в 2019 и была обновлена в 2023 году

Тематические статьи

Принцип программирования YAGNI — «Вам это не понадобится»

Принцип заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться.

В результате разработка ненужных функций не сжигает бюджет проекта, а разработчики не тратят оплачиваемое время на реализацию и дальнейшее сопровождение в реальности ненужного функционала. Избыточный функционал сжигает больше всего ресурсов именно на сопровождении: больше написанного кода — труднее сопровождать и выше вероятность появления «багов». И тут очень уместна поговорка: «лучший код — это ненаписанный код».

методологии разработки
веб-разработка
бэкенд
фронтенд
Статья опубликована в 2019 и обновлена в 2023 году

Принцип программирования KISS — делайте вещи проще

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности.

Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками. Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.

методологии разработки
фронтенд
бэкенд
веб-разработка
Статья опубликована в 2019 и обновлена в 2023 году

Принцип программирования DRY — don’t repeat yourself / не повторяйте себя

Следование принципу DRY позволяет добиться высокой сопровождаемости программного продукта: внесение изменений и тестирование значительно упрощаются.

Если код не дублируется, то для изменения логики достаточно внесения исправлений всего в одном месте. Также значительно проще тестировать одну (пусть и более сложную) функцию, а не набор из десятков однотипных. При следовании DRY упрощается и повторное использование функций, вынесенных из сложных алгоритмов, что позволяет сократить время разработки и тестирования новой функциональности.

веб-разработка
бэкенд
фронтенд
методологии разработки
Статья опубликована в 2018 и обновлена в 2023 году

Стандарты кодирования — залог хорошей сопровождаемости проекта

Любая командная разработка может быть эффективной только в том случае, если участники команды имеют общее видение.

Если над проектом работает команда, а не один‑два разработчика, то обязательно должен быть стандарт оформления кода — набор правил и соглашений, которые описывают базовые принципы оформления программного кода, используемого совместно группой разработчиков.

методологии разработки
веб-разработка
бэкенд
фронтенд
Статья опубликована в 2014 и обновлена в 2023 году

Флаги функций (Feature Flags)

Флаги функций позволяют отделить развертывание функций от развертывания кода, обеспечивают возможности для A/B-тестирования и предоставляют механизм быстрого отключения проблемных функций

методологии разработки
Статья опубликована в 2023 году

Наши услуги