SOLID — принципы объектно-ориентированного программирования

SOLID — это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно-ориентированном программировании — Single responsibility, Open-closed, Liskov substitution, Interface segregation и Dependency inversion. В переводе на русский: принципы единственной ответственности, открытости / закрытости, подстановки Барбары Лисков, разделения интерфейса и инверсии зависимостей)

Аббревиатура SOLID была предложена Робертом Мартином, автором нескольких книг, широко известных в сообществе разработчиков. Эти принципы позволяют строить на базе ООП масштабируемые и сопровождаемые программные продукты с понятной бизнес-логикой.

Расшифровка:

  • Single responsibility — принцип единственной ответственности
  • Open-closed — принцип открытости / закрытости
  • Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
  • Interface segregation — принцип разделения интерфейса
  • Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей

Принцип единственной обязанности / ответственности (single responsibility principle / SRP) обозначает, что каждый объект должен иметь одну обязанность и эта обязанность должна быть полностью инкапсулирована в класс. Все его сервисы должны быть направлены исключительно на обеспечение этой обязанности. Подробнее про SRP...

Принцип открытости / закрытости (open-closed principle / OCP) декларирует, что программные сущности (классы, модули, функции и т. п.) должны быть открыты для расширения, но закрыты для изменения. Это означает, что эти сущности могут менять свое поведение без изменения их исходного кода. Подробнее про OCP...

Принцип подстановки Барбары Лисков (Liskov substitution principle / LSP) в формулировке Роберта Мартина: «функции, которые используют базовый тип, должны иметь возможность использовать подтипы базового типа не зная об этом». Подробнее про LSP...

Принцип разделения интерфейса (interface segregation principle / ISP) в формулировке Роберта Мартина: «клиенты не должны зависеть от методов, которые они не используют». Принцип разделения интерфейсов говорит о том, что слишком «толстые» интерфейсы необходимо разделять на более маленькие и специфические, чтобы клиенты маленьких интерфейсов знали только о методах, которые необходимы им в работе. В итоге, при изменении метода интерфейса не должны меняться клиенты, которые этот метод не используют. Подробнее про ISP...

Принцип инверсии зависимостей (dependency inversion principle / DIP) — модули верхних уровней не должны зависеть от модулей нижних уровней, а оба типа модулей должны зависеть от абстракций; сами абстракции не должны зависеть от деталей, а вот детали должны зависеть от абстракций. Подробнее про DIP...

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности. 

Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками.  Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.

Узнать больше →

Keep it short and simple — отличный лозунг для разработки хорошо сопровождаемого ПО. Часто лишние абстракции, функции и библиотеки не несут полезного для пользователей функционала, а только усложняют сопровождение проекта.

Принцип заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться. 

В результате разработка ненужных функций не сжигает бюджет проекта, а разработчики не тратят оплачиваемое время на реализацию и дальнейшее сопровождение в реальности ненужного функционала. Избыточный функционал сжигает больше всего ресурсов именно на сопровождении: больше написанного кода — труднее сопровождать и выше вероятность появления «багов». И тут очень уместна поговорка: «лучший код — это ненаписанный код».

Узнать больше →

YAGNI расшифровывается как «You Ain’t Gonna Need It» или в переводе на русский — «Вам это не понадобится». В совсем вольном переводе это может звучать и так: «нужно делать, что нужно, а что не нужно — делать не нужно».

Несмотря на банальность, это весьма полезный принцип разработки ПО, которое требует дальнейшего сопровождения.

Следование принципу DRY позволяет добиться высокой сопровождаемости программного продукта: внесение изменений и тестирование значительно упрощаются.

Если код не дублируется, то для изменения логики достаточно внесения исправлений всего в одном месте. Также значительно проще тестировать одну (пусть и более сложную) функцию, а не набор из десятков однотипных. При следовании DRY упрощается и повторное использование функций, вынесенных из сложных алгоритмов, что позволяет сократить время разработки и тестирования новой функциональности.

Узнать больше →

DRY — это один из ключевых принципов создания хороших приложений, унификация и повторное использование повышает качество кодовой базы и улучшает сопровождаемость.

Cтатьи по теме:

REST и RESTful — передача репрезентативного состояния и ресурсный роутинг
REST — это стиль построения архитектуры распределенного клиент-серверного приложения, который упрощает роутинг и построение API.
Парадигма MVC — модель-представление-контроллер
MVC или модель-представление-контроллер — это паттерн проектирования веб-приложений, который включает в себя несколько более мелких шаблонов. При использовании MVC модель данных приложения, пользовательский интерфейс и взаимодействие с пользователем разделены на три отдельных компонента, благодаря чему модификация одного из них оказывает минимальное воздействие на остальные или не оказывает его вовсе.
Стандарты кодирования — залог хорошей сопровождаемости проекта
Любая командная разработка может быть эффективной только в том случае, если участники команды имеют общее видение. Иначе разработка начинает напоминать басню Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Принципы SOLID: принцип единственной ответственности
Принцип единственной ответственности — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином. Принцип декларирует, что каждый объект должен иметь одну обязанность и эта обязанность должна быть полностью инкапсулирована в класс, а все его сервисы должны быть направлены исключительно на обеспечение этой обязанности.
Принципы SOLID: принцип открытости-закрытости
Принцип открытости/закрытости — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином. Принцип декларирует, что программные сущности (классы, модули, функции и т. п.) должны быть открыты для расширения, но закрыты для изменения. Это означает, что эти сущности могут менять свое поведение без изменения их исходного кода.
Принципы SOLID: принцип подстановки Барбары Лисков
Принцип подстановки Барбары Лисков — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином. Принцип в формулировке Роберта Мартина декларирует, что функции, которые используют базовый тип, должны иметь возможность использовать подтипы базового типа не зная об этом.
Принципы SOLID: принцип разделения интерфейса
Принцип разделения интерфейса — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином. Принцип в формулировке Роберта Мартина декларирует, что клиенты не должны зависеть от методов, которые они не используют. То есть если какой-то метод интерфейса не используется клиентом, то изменения этого метода не должны приводить к необходимости внесения изменений в клиентский код.

Тематические технологии:

Язык программирования Ruby
Фреймворк Ruby on Rails
Язык программирования Python
Язык программирования Go
Язык программирования Elixir
Фреймворк Phoenix
Websockets
Язык разметки HTML