Принцип программирования YAGNI — «Вам это не понадобится»

Если упрощенно, то следование данному принципу заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться. Это позволяет вести разработку, руководствуясь экономическими критериями — Заказчик не должен оплачивать ненужные ему функции, а разработчики не должны тратить своё оплачиваемое время на реализацию того, что не требуется.

Основная проблема, которую решает принцип YAGNI — это устранение тяги программистов к излишней абстракции, к экспериментам «из интереса» и к реализации функционала, который сейчас не нужен, но, по мнению разработчика, может либо вскоре понадобиться, либо просто будет полезен, хотя в реальности такого очень часто не происходит.

«Бесплатных» функций в программных продуктах просто не бывает. Если рассматривать материальную сторону, то любые ненужные, но фактически реализованные «фичи» оплачиваются либо Заказчиком (в бюджет закладываются расходы на те функции, которые не нужны), либо Исполнителем из прибыли по проекту. И тот, и другой варианты с точки зрения бизнеса неверны. Если же говорить о нематериальных затратах, то любые «бонусные» возможности усложняют сопровождение, увеличивают вероятность ошибок и усложняют взаимодействие с продуктом, — между объёмом кодовой базы и описанными характеристиками есть прямая зависимость. Больше написанного кода — труднее сопровождать и выше вероятность появления «багов», тут очень уместна поговорка: «лучший код — это ненаписанный код».

Принципы YAGNI и KISS очень похожи, если KISS нацелен на упрощение и полезен в плане работы с теми требованиями, которые имеют место быть, то YAGNI более категоричен и применяется для ограждения проектов по разработке ПО от «размывания» их рамок.

Подход к реализации проектов строго по ТЗ верен с нескольких ракурсов. Заказчик не должен платить за то, что ему не надо, а продукт должен быть максимально сопровождаем и его качество не должно страдать от интеграции ненужных функций.

YAGNI расшифровывается как «You Ain’t Gonna Need It» или в переводе на русский — «Вам это не понадобится». В совсем вольном переводе это может звучать и так: «нужно делать, что нужно, а что не нужно — делать не нужно».

Несмотря на банальность, это весьма полезный принцип разработки ПО, которое требует дальнейшего сопровождения.

Следование принципу DRY позволяет добиться высокой сопровождаемости программного продукта: внесение изменений и тестирование значительно упрощаются.

Если код не дублируется, то для изменения логики достаточно внесения исправлений всего в одном месте. Также значительно проще тестировать одну (пусть и более сложную) функцию, а не набор из десятков однотипных. При следовании DRY упрощается и повторное использование функций, вынесенных из сложных алгоритмов, что позволяет сократить время разработки и тестирования новой функциональности.

Узнать больше →

DRY — это один из ключевых принципов создания хороших приложений, унификация и повторное использование повышает качество кодовой базы и улучшает сопровождаемость.

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности. 

Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками.  Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.

Узнать больше →

Keep it short and simple — отличный лозунг для разработки хорошо сопровождаемого ПО. Часто лишние абстракции, функции и библиотеки не несут полезного для пользователей функционала, а только усложняют сопровождение проекта.

SOLID это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно-ориентированном программировании, предложенных Робертом Мартином: 

  • Single responsibility — принцип единственной ответственности
  • Open-closed — принцип открытости / закрытости
  • Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
  • Interface segregation — принцип разделения интерфейса
  • Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей
Узнать больше →

Cтатьи по теме:

Стандарты кодирования — залог хорошей сопровождаемости проекта
Любая командная разработка может быть эффективной только в том случае, если участники команды имеют общее видение. Иначе разработка начинает напоминать басню Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Принцип программирования KISS — делайте вещи проще
Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками. Следование принципу «KISS» позволяет разрабатывать решения, которые просты в использовании и в сопровождении.
Принцип программирования DRY — don’t repeat yourself / не повторяйте себя
Следование принципу программирования «DRY» позволяет добиться высокой сопровождаемости проекта: простоты внесения изменений и качественного тестирования.
GIT — система управления версиями
GIT — распределённая система управления версиями, созданная Линусом Торвальдсом для управления разработкой ядра Linux и в настоящее время получившая очень широкое распространение в среде разработчиков программного обеспечения.
БЭМ и независимые блоки
Вёрстка независимыми блоками — это методология, которая была сформулирована Виталием Харисовым из компании Яндекс. Впоследствии эта методология была расширена и получила название БЭМ (Блок-Элемент-Модификатор). Собственно БЭМ нужен для упрощения командной разработки, для унификации интерфейсов и для более активного повторного использования программного кода.
REST и RESTful — передача репрезентативного состояния и ресурсный роутинг
REST — это стиль построения архитектуры распределенного клиент-серверного приложения, который упрощает роутинг и построение API.
Парадигма MVC — модель-представление-контроллер
MVC или модель-представление-контроллер — это паттерн проектирования веб-приложений, который включает в себя несколько более мелких шаблонов. При использовании MVC модель данных приложения, пользовательский интерфейс и взаимодействие с пользователем разделены на три отдельных компонента, благодаря чему модификация одного из них оказывает минимальное воздействие на остальные или не оказывает его вовсе.

Тематические технологии:

Websockets
Язык программирования Ruby
Фреймворк Ruby on Rails
Язык программирования Python
Язык программирования Go
Язык разметки HTML
CSS — каскадные таблицы стилей
Язык программирования JavaScript