Принцип программирования DRY — don’t repeat yourself / не повторяйтесь

Следование принципу программирования «DRY» позволяет добиться высокой сопровождаемости проекта, простоты внесения изменений и качественного тестирования.

Если код не дублируется, то для изменения логики достаточно внесения исправлений всего в одном месте. Также проще тестировать одну (пусть и более сложную) функцию, а не набор из десятков однотипных.

Следование принципу DRY всегда приводит к декомпозиции сложных алгоритмов на простые функции. Декомпозиция же сложных операций на более простые значительно упрощает понимание программного кода. Такой код удобнее для тестирования и масштабирования. Также становится возможным повторное использование функций, вынесенных из сложных алгоритмов, что позволяет сократить время разработки и тестирования новой функциональности.

Следование принципу DRY приводит к модульности приложения и к чёткому разделению ответственности за бизнес‑логику между программными классами, то есть к сопровождаемой архитектуре. Хотя в больших проектах чаще не следование DRY приводит к модульности, а модульность обеспечивает принципиальную возможность соблюдения этого принципа.

В рамках одного программного класса или модуля следовать DRY и не повторяться достаточно просто. Также не требует титанических усилий делать это в рамках небольших проектов, где все разработчики «владеют» всем кодом системы.

Следовать принципу «don’t repeat yourself» в рамках больших проектов не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Повторы чаще всего появляются из‑за отсутствия у разработчиков целостной картины или несогласованности действий в рамках команды. От разработчиков крупных проектов требуется тщательное планирование архитектуры, а от архитектора или тимлида — наличие видения системы в целом и чёткая постановка задач разработчикам.

В проектировании DRY тоже имеет место — доступ к конкретным функциям должен быть доступен в одном месте, унифицирован и сгруппирован по какому‑либо принципу, а не «разбросан» по системе в произвольных вариациях.

DRY пересекается с принципом единственной ответственности из пяти принципов SOLID, сформулированных Робертом Мартином, а также с принципами YAGNI и KISS.

Как и любой другой принцип, DRY не должен становиться догмой — иногда дублирование бывает вполне оправдано. Например, две идентичные изначально функции в разных классах или модулях в перспективе могут эволюционировать по‑разному, а их объединение только усложнит код и его последующую модификацию.

веб-разработкабэкендфронтендметодологии разработки
Статья опубликована в 2018 и была обновлена в 2025 году

Тематические статьи

Принцип программирования YAGNI — «Вам это не понадобится»

Принцип заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться. YAGNI основан на идее, что большинство «гипотетических» возможностей, которые кажутся полезными на этапе проектирования, никогда не будут востребованы. Реализуя их заранее, разработчики тратят время, усложняют код и повышают риск ошибок.

Статья обновлена в 2025 году
Принцип программирования KISS — делайте вещи проще

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности. Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками. Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.

Статья обновлена в 2025 году
SOLID — принципы объектно-ориентированного программирования

SOLID это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно-ориентированном программировании, предложенных Робертом Мартином:

  • Single responsibility — принцип единственной ответственности
  • Open-closed — принцип открытости / закрытости
  • Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
  • Interface segregation — принцип разделения интерфейса
  • Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей
Статья обновлена в 2025 году
Стандарты кодирования — залог хорошей сопровождаемости проекта

Любая командная разработка может быть эффективной только в том случае, если участники команды имеют общее видение. Если над проектом работает команда, а не один‑два разработчика, то обязательно должен быть стандарт оформления кода — набор правил и соглашений, которые описывают базовые принципы оформления программного кода, используемого совместно группой разработчиков.

Статья обновлена в 2023 году
TDD — разработка через тестирование

TDD, test-driven development или разработка через тестирование — это методология разработки ПО, повышающая надёжность и сопровождаемость проектов. При следовании этой методологии тесты пишутся до написания кода. TDD основывается на повторении коротких циклов разработки: сначала пишется тест, покрывающий желаемое изменение, затем пишется программный код, который реализует желаемое поведение системы и позволяет пройти написанный тест, а после этого проводится рефакторинг написанного кода с постоянной проверкой прохождения тестов.

Статья обновлена в 2025 году
MVC — модель‑представление-контроллер

MVC — это паттерн проектирования приложений, который разделяет на три отдельных компонента модель данных приложения, пользовательский интерфейс и слой взаимодействия с пользователем. В парадигме MVC контроллер определяет способы взаимодействия пользователя с приложением, модель — за слой хранения данных и бизнес‑логику, а представление — за пользовательский интерфейс / формат выходных данных. Модификация каждого из этих компонентов либо оказывает минимальное воздействие на остальные, либо не оказывает его вовсе. Это облегчает понимание логики работы системы и упрощает внесение изменений в кодовую базу.

Статья опубликована в 2019 году

Наши услуги

ЦифровизацияЦифровизация

Формализуем и автоматизируем бизнес‑процессы, осуществляем системную интеграцию, разрабатываем и внедряем цифровые решения, повышающие эффективность бизнеса.

РазработкаРазработка

Разрабатываем сложные веб‑приложения и сайты. Создаём как отдельные инструменты для бизнеса, так и полноценные цифровые системы по индивидуальным требованиям.

Разработка корпоративных информационных системРазработка корпоративных информационных систем

Cоздаём как комплексные ERP‑системы для бизнеса, так и более специализированные информационные системы — CRM, WMS, BPMS, экспертные и аналитические системы, системы поддержки принятия решений, коммуникативные сервисы и многое другое.

Поддержка проектов и DevOpsПоддержка проектов и DevOps

Осуществляем комплексную поддержку ИТ‑проектов для обеспечения высокой работоспособности и улучшения продуктовых метрик.

ОтказоустойчивостьОтказоустойчивость

Разрабатываем и сопровождаем комплексные системы, устойчивые к отказу оборудования, отдельных сервисов и целых подсистем.

БыстродействиеБыстродействие

Разрабатываем веб‑приложения, работающие по‑настоящему быстро: генерация страниц осуществляется за доли секунды, а загрузка сайта даже на медленных каналах занимает не более пары секунд.

Высокие нагрузкиВысокие нагрузки

Мы создаём сайты и веб‑приложения, которые выдерживают десятки тысяч обращений в минуту без сбоев и без снижения скорости работы.