Принципы SOLID: принцип инверсии зависимостей

Принцип инверсии зависимостей — The Dependency Inversion Principle или DIP — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования SOLID, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип декларирует, что модули верхних уровней не должны зависеть от модулей нижних уровней, а оба типа модулей должны зависеть от абстракций; сами абстракции не должны зависеть от деталей, а вот детали должны зависеть от абстракций.

Следование принципу инверсии зависимостей «заставляет» реализовывать высокоуровневые компоненты без встраивания зависимостей от конкретных низкоуровневых классов, что, например, сильно упрощает замену используемых зависимостей как по бизнес‑требованиям, так и для целей тестирования. При этом зависимость формируется не от конкретной реализации, а от абстракции — реализуемого зависимостью интерфейса.

Например, мы реализуем хранение документов в веб‑приложении. На первый взгляд, кажется логичным добавить зависимость от модулей работы с файловой системой непосредственно в класс, отвечающий за высокоуровневую работу с этими документами. Но в перспективе такая зависимость может создать проблемы — например, нам потребуется хранить данные не только на диске, но и в облаке. Если зависимость внедрена от реализации, то мы столкнёмся с необходимостью её переработки. Если же зависимость выведена на уровень абстракции (интерфейса), то нам будет достаточно реализовать функциональность работы с облаком, соответствующую ранее созданному интерфейсу работы с файлами.

Принцип инверсии зависимостей часто упрощает следованию принципу подстановки Барбары Лисков. Выделение абстракций и встраивание зависимостей от них снижает вероятность того, что в новом классе мы не полностью реализуем контракт базового класса, который мы расширяем в рамках нового.

Принципы SOLID :

Тематические статьи

Принцип программирования YAGNI — «Вам это не понадобится»

Принцип заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться. YAGNI основан на идее, что большинство «гипотетических» возможностей, которые кажутся полезными на этапе проектирования, никогда не будут востребованы. Реализуя их заранее, разработчики тратят время, усложняют код и повышают риск ошибок.

Статья обновлена в 2025 году
Принцип программирования KISS — делайте вещи проще

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности. Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками. Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.

Статья обновлена в 2025 году
Принцип программирования DRY — don’t repeat yourself / не повторяйтесь

Следование принципу DRY позволяет добиться высокой сопровождаемости программного продукта: внесение изменений и тестирование значительно упрощаются. Если код не дублируется, то для изменения логики достаточно внесения исправлений всего в одном месте. Также значительно проще тестировать одну (пусть и более сложную) функцию, а не набор из десятков однотипных. При следовании DRY упрощается и повторное использование функций, вынесенных из сложных алгоритмов, что позволяет сократить время разработки и тестирования новой функциональности.

Статья обновлена в 2025 году
Стандарты кодирования — залог хорошей сопровождаемости проекта

Любая командная разработка может быть эффективной только в том случае, если участники команды имеют общее видение. Если над проектом работает команда, а не один‑два разработчика, то обязательно должен быть стандарт оформления кода — набор правил и соглашений, которые описывают базовые принципы оформления программного кода, используемого совместно группой разработчиков.

Статья обновлена в 2023 году
SOLID — принципы объектно-ориентированного программирования

SOLID это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно-ориентированном программировании, предложенных Робертом Мартином:

  • Single responsibility — принцип единственной ответственности
  • Open-closed — принцип открытости / закрытости
  • Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
  • Interface segregation — принцип разделения интерфейса
  • Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей
Статья обновлена в 2025 году
TDD — разработка через тестирование

TDD, test-driven development или разработка через тестирование — это методология разработки ПО, повышающая надёжность и сопровождаемость проектов. При следовании этой методологии тесты пишутся до написания кода. TDD основывается на повторении коротких циклов разработки: сначала пишется тест, покрывающий желаемое изменение, затем пишется программный код, который реализует желаемое поведение системы и позволяет пройти написанный тест, а после этого проводится рефакторинг написанного кода с постоянной проверкой прохождения тестов.

Статья обновлена в 2025 году

Наши услуги

ЦифровизацияЦифровизация

Формализуем и автоматизируем бизнес‑процессы, осуществляем системную интеграцию, разрабатываем и внедряем цифровые решения, повышающие эффективность бизнеса.

РазработкаРазработка

Разрабатываем сложные веб‑приложения и сайты. Создаём как отдельные инструменты для бизнеса, так и полноценные цифровые системы по индивидуальным требованиям.

Разработка корпоративных информационных системРазработка корпоративных информационных систем

Cоздаём и внедряем как комплексные ERP‑системы для бизнеса, так и более специализированные информационные системы — CRM, WMS, BPMS, экспертные и аналитические системы, системы поддержки принятия решений, коммуникативные сервисы и многое другое.

Поддержка проектов и DevOpsПоддержка проектов и DevOps

Осуществляем комплексную поддержку ИТ‑проектов для обеспечения высокой работоспособности и улучшения продуктовых метрик.

ОтказоустойчивостьОтказоустойчивость

Разрабатываем и сопровождаем комплексные системы, устойчивые к отказу оборудования, отдельных сервисов и целых подсистем.

БыстродействиеБыстродействие

Разрабатываем веб‑приложения, работающие по‑настоящему быстро: генерация страниц осуществляется за доли секунды, а загрузка сайта даже на медленных каналах занимает не более пары секунд.

Высокие нагрузкиВысокие нагрузки

Мы создаём сайты и веб‑приложения, которые выдерживают десятки тысяч обращений в минуту без сбоев и без снижения скорости работы.

Давайте обсудим ваш проект

Заполните короткий бриф или свяжитесь с нами удобным вам способом

E-MailWhatsAppTelegramПозвонить
БрифЗаполнить бриф