Статьи

Надёжность, доступность и отказоустойчивость сайтов и веб-приложений

Причин для сбоев в работе веб-приложений немало — это и выход из строя серверного оборудования, и сбои программного обеспечения, и аварии на уровне дата-центров. 

При этом, действительно серьёзные проекты должны работать без перебоев даже в случае отказа отдельных подсистем. Практически всех рисков можно избежать или минимизировать их последствия при помощи грамотного проектирования как серверной инфраструктуры, так и архитектуры приложения.

Читать дальше →

Адаптивный и отзывчивый дизайн

Для обеспечения хорошего отображения сайтов на мобильных устройствах (планшетах и смартфонах) обычно создаётся отзывчивый или адаптивный дизайн.

Суть подхода заключается в изменении размера и расположения блоков, коррекции размера шрифтов, а также в отключении не самых важных блоков в случае, если пользователь заходит на сайт с устройства с небольшим экраном.

Читать дальше →

PostgreSQL — объектно-реляционная система управления базами данных

PostgreSQL — это популярная свободная объектно-реляционная система управления базами данных. PostgreSQL базируется на языке SQL, отличается высокой надёжность и имеет широкие возможности.

В PostgreSQL нет ограничений на максимальный размер базы данных, количество записей и индексов таблицах.  В СУБД встроены мощные и надёжные механизмы транзакций и репликации. Также СУБД отличает легкая расширяемость и возможность онкой настройки.

Читать дальше →

Безопасность сайтов и веб-приложений

Под безопасностью веб-приложений понимается обеспечение сохранности данных, их недоступность для посторонних лиц, а также способность сервиса сохранять работоспособность при кибератаках.

Безопасность веб-приложений зависит от качества программного кода (это ответственность веб-разработчиков), от квалификации системного администратора и регулярности обсуживания серверов, а также от компетенций всех пользователей, имеющих доступ к чувствительной информации.

Читать дальше →

Принцип программирования KISS — делайте вещи проще

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности. 

Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками.  Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.

Читать дальше →

Рефакторинг — это неизбежный процесс

Рефакторинг или реорганизация кода — процесс изменения внутренней структуры программного продукта, не затрагивающий её внешнего поведения и имеющий целью облегчение понимания программного кода и, пусть и не всегда, оптимизацию производительности.

В основе рефакторинга лежит последовательность небольших преобразований программного кода, сохраняющих его поведение. Вся последовательность этих изменений поизводится для улучшения сопровождаемости кодовой базы. Обычно рефакторинг производится под контролем прохождения автоматизированных тестов.

Читать дальше →

Язык программирования PHP

PHP — язык программирования, который наиболее распространён в сфере веб-разработки.

В сфере создания динамических веб-сайтов и веб-приложений PHP занимает значительную долю рынка. Практически все популярные CMS для веб-разработки написаны на PHP. Наиболее важные преимущества PHP — простота освоения, адекватная скорость работы, мультипарадигмальность. Критикуют PHP обычно за низкий средний уровень разработчиков и, как следствие, за низкую культуру разработки, проблемы с сопровождаемостью и надёжности проектов.

Читать дальше →

MVC — модель-представление-контроллер

MVC — это паттерн проектирования приложений, который разделяет на три отдельных компонента модель данных приложения, пользовательский интерфейс и слой взаимодействия с пользователем. 

В парадигме MVC контроллер определяет способы взаимодействия пользователя с приложением, модель — за слой хранения данных и бизнес-логику, а представление — за пользовательский интерфейс / формат выходных данных. Модификация каждого из этих компонентов либо оказывает минимальное воздействие на остальные, либо не оказывает его вовсе. Это облегчает понимание логики работы системы и упрощает внесение изменений в кодовую базу.

Читать дальше →

Принцип программирования YAGNI — «Вам это не понадобится»

Принцип заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться. 

В результате разработка ненужных функций не сжигает бюджет проекта, а разработчики не тратят оплачиваемое время на реализацию и дальнейшее сопровождение в реальности ненужного функционала. Избыточный функционал сжигает больше всего ресурсов именно на сопровождении: больше написанного кода — труднее сопровождать и выше вероятность появления «багов». И тут очень уместна поговорка: «лучший код — это ненаписанный код».

Читать дальше →

Платформы для создания сайтов: CMS, фреймворки и SaaS-решения

От выбора платформы для разработки зависит как сама по себе реализуемость необходимого функционала, так и возможности дальнейшего развития веб-проекта. Для создания сайта, как правило, выбирается одна из платформ: CMS, фреймворк или SaaS-решение.

SaaS-платформы еще часто называют «конструкторами сайтов». Основное преимущество этого варианта — весьма хороший уровень качества за очень небольшие деньги.

Система управления сайтом (Content Management System)  служит для разработки стандартных разновидностей сайтов. Много небольших и средних сайтов строится именно на CMS-платформах, так как это наиболее целесообразный с экономической точки зрения подход.

Фреймворк — это программный продукт, который также как и CMS служит основой для сайта, но фреймворк в отличие от CMS — это более низкоуровневое решение, обладающее большей гибкостью и производительностью. Этот вид платформ используют почти все крупные веб-проекты, а также подавляющее большинство веб-приложений и веб-сервисов.

Читать дальше →