GIT — система управления версиями

GIT — распределённая система управления версиями, созданная Линусом Торвальдсом для управления разработкой ядра Linux и в настоящее время получившая очень широкое распространение в среде разработчиков программного обеспечения.

Система управления версиями (Version Control System, VCS) — это программное обеспечение для облегчения работы с изменяющейся информацией. Система управления версиями позволяет хранить несколько версий одного и того же документа, при необходимости возвращаться к более ранним версиям, определять, кто и когда сделал то или иное изменение, и многое другое. Такие системы наиболее широко используются при разработке программного обеспечения для хранения исходных кодов разрабатываемой программы.

GIT — это одна из таких систем. В GIT используется распределённая модель вместо традиционной клиент‑серверной. Таким образом, репозитории GIT не нуждаются в централизованном хранилище: вся история изменения документов хранится на каждом компьютере, в локальном хранилище, и при необходимости отдельные фрагменты истории локального хранилища синхронизируются с аналогичным хранилищем на другом компьютере.

На сегодняшний день, GIT стал стандартной системой управления версиями для очень многих разработчиков, а хостинг исходных кодов GitHub — самым крупным подобным сервисом. Примерами проектов, использующих Git, являются ядро Linux, Android, Ruby on Rails, Drupal, Wine, Chromium, Compiz Fusion, jQuery, PHP, MediaWiki и некоторые дистрибутивы Linux

веб-разработкабэкендфронтенд
Статья опубликована в 2014 году

Тематические статьи

TBD — модель ветвления Trunk Based Development

Trunk Based Development (TBD) или транковая разработка — модель ветвления системы управления версиями, при которой все разработчики работают в одной ветке. Эта модель имеет значительные преимущества с точки зрения совместной работы, качества кода и скорости доставки изменений.

Статья обновлена в 2025 году
Принцип программирования KISS — делайте вещи проще

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности. Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками. Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.

Статья обновлена в 2025 году
Принцип программирования DRY — don’t repeat yourself / не повторяйтесь

Следование принципу DRY позволяет добиться высокой сопровождаемости программного продукта: внесение изменений и тестирование значительно упрощаются. Если код не дублируется, то для изменения логики достаточно внесения исправлений всего в одном месте. Также значительно проще тестировать одну (пусть и более сложную) функцию, а не набор из десятков однотипных. При следовании DRY упрощается и повторное использование функций, вынесенных из сложных алгоритмов, что позволяет сократить время разработки и тестирования новой функциональности.

Статья обновлена в 2025 году
Стандарты кодирования — залог хорошей сопровождаемости проекта

Любая командная разработка может быть эффективной только в том случае, если участники команды имеют общее видение. Если над проектом работает команда, а не один‑два разработчика, то обязательно должен быть стандарт оформления кода — набор правил и соглашений, которые описывают базовые принципы оформления программного кода, используемого совместно группой разработчиков.

Статья обновлена в 2023 году
Принцип программирования YAGNI — «Вам это не понадобится»

Принцип заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться. YAGNI основан на идее, что большинство «гипотетических» возможностей, которые кажутся полезными на этапе проектирования, никогда не будут востребованы. Реализуя их заранее, разработчики тратят время, усложняют код и повышают риск ошибок.

Статья обновлена в 2025 году
Рекомендации по выбору CMS и фреймворков

При выборе конкретной платформы для разработки часто возникают сложности. Бывает непросто принять взвешенное решение, в этом случае будет полезен следующий алгоритм выбора.

  • При возможности найти готовые решения или продукты — используйте их. В большинстве случаев, оптимальная стратегия выбора: «чем проще — тем лучше».
  • Если у вас есть команда разработчиков, то прислушайтесь к их мнению. Важны как возможности самой платформы, так и наличие у команды опыта работы именно с этим технологическим стеком.
  • Заранее оцените «заточенность» выбранной платформы под ваши задачи. Не стоит на 100% доверять маркетинговым материалам вендора платформы.
Статья обновлена в 2021 году
Язык разметки HTML, таблицы стилей CSS и язык программирования JavaScript

Графические интерфейсы современных сайтов и веб‑приложений разрабатываются с использованием всего трёх языков — HTML, CSS, JavaScript. Содержание каждой страницы сайта определяется HTML‑разметкой, внешний вид — содержанием таблицы стилей CSS, а интерактивность интерфейса — скриптами JavaScript. Кроме HTML, CSS и JS в современной фронтенд-разработке никаких других языков не используется.

Статья опубликована в 2014 году
Валидность и семантичность HTML

Валидность и семантичность HTML кода определяет качество сайта с точки зрения поисковых систем.

Статья опубликована в 2014 году
Адаптивный и отзывчивый дизайн

Для обеспечения хорошего отображения сайтов на мобильных устройствах (планшетах и смартфонах) обычно создаётся отзывчивый или адаптивный дизайн. Суть подхода заключается в изменении размера и расположения блоков, коррекции размера шрифтов, а также в отключении не самых важных блоков в случае, если пользователь заходит на сайт с устройства с небольшим экраном.

Статья опубликована в 2019 году
Поддержка устаревших браузеров

Поддержка устаревших браузеров, как правило, накладывает ограничения на функциональность и гарантированно увеличивает стоимость разработки и сопровождения.

Статья опубликована в 2014 году