Тематические статьи: бэкенд-разработка и веб-разработка

Принципы SOLID: принцип инверсии зависимостей

Принцип инверсии зависимостей — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип декларирует, что модули верхних уровней не должны зависеть от модулей нижних уровней, а оба типа модулей должны зависеть от абстракций; сами абстракции не должны зависеть от деталей, а вот детали должны зависеть от абстракций.

Читать дальше →

Принципы SOLID: принцип разделения интерфейса

Принцип разделения интерфейса — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип в формулировке Роберта Мартина декларирует, что клиенты не должны зависеть от методов, которые они не используют. То есть если какой-то метод интерфейса не используется клиентом, то изменения этого метода не должны приводить к необходимости внесения изменений в клиентский код.

Читать дальше →

Принципы SOLID: принцип подстановки Барбары Лисков

Принцип подстановки Барбары Лисков — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип в формулировке Роберта Мартина декларирует, что функции, которые используют базовый тип, должны иметь возможность использовать подтипы базового типа не зная об этом.

Читать дальше →

Принципы SOLID: принцип открытости-закрытости

Принцип открытости/закрытости — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип декларирует, что программные сущности (классы, модули, функции и т. п.) должны быть открыты для расширения, но закрыты для изменения. Это означает, что эти сущности могут менять свое поведение без изменения их исходного кода.

Читать дальше →

Принципы SOLID: принцип единственной ответственности

Принцип единственной ответственности — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип декларирует, что каждый объект должен иметь одну обязанность и эта обязанность должна быть полностью инкапсулирована в класс, а все его сервисы должны быть направлены исключительно на обеспечение этой обязанности.

Читать дальше →

Фреймворки в веб-разработке

Фреймворки — это программные продукты, которые упрощают создание и поддержку технически сложных или нагруженных проектов. 

Фреймворк — это программное обеспечение, облегчающее разработку и объединение разных компонентов большого программного проекта. Благодаря использованию фреймворков достигается не только высокая скорость разработки, но и большая производительность и надёжность решений.

Читать дальше →

Коробочные системы управления сайтами — CMS

Коробочная система управления сайтом или CMS — это готовый программный продукт, который упрощает создание основных видов сайтов. 

Эта платформа для разработки подходит для создания как простых, так и средних по сложности сайтов. Большинство систем управления достаточно универсальны и на них можно собрать почти что угодно — от простого информационного сайта или сайта-визитки до интернет-магазина или информационного портала. Есть и специализированные CMS, заточенные под один конкретный тип сайтов, например, для интернет-магазинов.

Читать дальше →

Выбор платформы: CMS или фреймворк?

С технической точки зрения любой функционал может быть реализован или на CMS, или на фреймворке, или реализован без использования каких-либо платформ на чистом языке программирования. 

Однако некоторые проекты проще сделать на CMS, некоторые — на фреймворке, а разработка без использования платформ редко бывает рациональным решением с точки зрения бизнеса. В большинстве случаев, выбор платформы стоит основывать на экономических критериях. В статье приведены основные критерии, которые позволят принять обоснованное решение по этому вопросу.

Читать дальше →

SOLID — принципы объектно-ориентированного программирования

SOLID это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно-ориентированном программировании, предложенных Робертом Мартином: 

  • Single responsibility — принцип единственной ответственности
  • Open-closed — принцип открытости / закрытости
  • Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
  • Interface segregation — принцип разделения интерфейса
  • Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей
Читать дальше →

Надёжность, доступность и отказоустойчивость сайтов и веб-приложений

Причин для сбоев в работе веб-приложений немало — это и выход из строя серверного оборудования, и сбои программного обеспечения, и аварии на уровне дата-центров. 

При этом, действительно серьёзные проекты должны работать без перебоев даже в случае отказа отдельных подсистем. Практически всех рисков можно избежать или минимизировать их последствия при помощи грамотного проектирования как серверной инфраструктуры, так и архитектуры приложения.

Читать дальше →

PostgreSQL — объектно-реляционная система управления базами данных

PostgreSQL — это популярная свободная объектно-реляционная система управления базами данных. PostgreSQL базируется на языке SQL, отличается высокой надёжность и имеет широкие возможности.

В PostgreSQL нет ограничений на максимальный размер базы данных, количество записей и индексов таблицах.  В СУБД встроены мощные и надёжные механизмы транзакций и репликации. Также СУБД отличает легкая расширяемость и возможность онкой настройки.

Читать дальше →

Принцип программирования KISS — делайте вещи проще

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности. 

Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками.  Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.

Читать дальше →

Язык программирования PHP

PHP — язык программирования, который наиболее распространён в сфере веб-разработки.

В сфере создания динамических веб-сайтов и веб-приложений PHP занимает значительную долю рынка. Практически все популярные CMS для веб-разработки написаны на PHP. Наиболее важные преимущества PHP — простота освоения, адекватная скорость работы, мультипарадигмальность. Критикуют PHP обычно за низкий средний уровень разработчиков и, как следствие, за низкую культуру разработки, проблемы с сопровождаемостью и надёжности проектов.

Читать дальше →

MVC — модель-представление-контроллер

MVC — это паттерн проектирования приложений, который разделяет на три отдельных компонента модель данных приложения, пользовательский интерфейс и слой взаимодействия с пользователем. 

В парадигме MVC контроллер определяет способы взаимодействия пользователя с приложением, модель — за слой хранения данных и бизнес-логику, а представление — за пользовательский интерфейс / формат выходных данных. Модификация каждого из этих компонентов либо оказывает минимальное воздействие на остальные, либо не оказывает его вовсе. Это облегчает понимание логики работы системы и упрощает внесение изменений в кодовую базу.

Читать дальше →

Принцип программирования YAGNI — «Вам это не понадобится»

Принцип заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться. 

В результате разработка ненужных функций не сжигает бюджет проекта, а разработчики не тратят оплачиваемое время на реализацию и дальнейшее сопровождение в реальности ненужного функционала. Избыточный функционал сжигает больше всего ресурсов именно на сопровождении: больше написанного кода — труднее сопровождать и выше вероятность появления «багов». И тут очень уместна поговорка: «лучший код — это ненаписанный код».

Читать дальше →

Платформы для создания сайтов: CMS, фреймворки и SaaS-решения

От выбора платформы для разработки зависит как сама по себе реализуемость необходимого функционала, так и возможности дальнейшего развития веб-проекта. Для создания сайта, как правило, выбирается одна из платформ: CMS, фреймворк или SaaS-решение.

SaaS-платформы еще часто называют «конструкторами сайтов». Основное преимущество этого варианта — весьма хороший уровень качества за очень небольшие деньги.

Система управления сайтом (Content Management System)  служит для разработки стандартных разновидностей сайтов. Много небольших и средних сайтов строится именно на CMS-платформах, так как это наиболее целесообразный с экономической точки зрения подход.

Фреймворк — это программный продукт, который также как и CMS служит основой для сайта, но фреймворк в отличие от CMS — это более низкоуровневое решение, обладающее большей гибкостью и производительностью. Этот вид платформ используют почти все крупные веб-проекты, а также подавляющее большинство веб-приложений и веб-сервисов.

Читать дальше →

SQL-инъекции — распространённый метод взлома веб-приложений и сайтов

SQL-инъекции — это один из  распространённых способов взлома сайтов и веб-приложений, работающих с реляционными базами данных. 

SQL-инъекции основаны на внедрении в выполняемый приложением запрос к базе данных произвольного SQL-кода, переданного злоумышленником. Последствиями SQL-инъекций может быть как кража, модификация или удаление данных, так и полный взлом атакуемой системы — получение привилегированного доступа, например.

Читать дальше →

Рекомендации по выбору CMS и фреймворков

При выборе конкретной платформы для разработки часто возникают сложности. Бывает непросто принять взвешенное решение, в этом случае будет полезен следующий алгоритм выбора.

  • При возможности найти готовые решения или продукты — используйте их. В большинстве случаев, оптимальная стратегия выбора: «чем проще — тем лучше».
  • Если у вас есть команда разработчиков, то прислушайтесь к их мнению. Важны как возможности самой платформы, так и наличие у команды опыта работы именно с этим технологическим стеком.
  • Заранее оцените «заточенность» выбранной платформы под ваши задачи. Не стоит на 100% доверять маркетинговым материалам вендора платформы.
Читать дальше →

DDoS — распределенные атаки типа «отказ в обслуживании»

DoS-атака — это атака типа «отказ в обслуживании» — Denial of Service. DDоS — это атака того же типа, но распределённая (distributed), то есть производящаяся с более чем одного атакующего компьютера.

Cуть этой разновидности атак состоит в том, чтобы «перегрузить» атакуемый сервер или «забить» каналы связи, что или ухудшает качество работы атакуемого приложения, или вызывает сбой и вообще прекращает его работу.

Читать дальше →

Фреймворк Ruby on Rails

​Rails — это прежде всего среда разработки, которая великолепно подходит для создания любого типа веб-приложений: систем для управления веб-сайтами и платформ для ведения электронной торговли, программ для организации совместной работы и для веб-сервисов для осуществления коммуникации, для учетных и ERP-систем, статистических и аналитических систем.

Читать дальше →

В разделе показаны статьи, отобранные согласно выбранным темам:

Вы можете посмотреть все статьи.

Или уточнить тематику, выбрав дополнительные темыCMS, PHP, методологии разработки, программные платформы, СУБД, фреймворки, хранение данных