Тематические статьи: веб-разработка

Принципы SOLID: принцип инверсии зависимостей

Принцип инверсии зависимостей — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип декларирует, что модули верхних уровней не должны зависеть от модулей нижних уровней, а оба типа модулей должны зависеть от абстракций; сами абстракции не должны зависеть от деталей, а вот детали должны зависеть от абстракций.

Читать дальше →

Принципы SOLID: принцип разделения интерфейса

Принцип разделения интерфейса — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип в формулировке Роберта Мартина декларирует, что клиенты не должны зависеть от методов, которые они не используют. То есть если какой-то метод интерфейса не используется клиентом, то изменения этого метода не должны приводить к необходимости внесения изменений в клиентский код.

Читать дальше →

Принципы SOLID: принцип подстановки Барбары Лисков

Принцип подстановки Барбары Лисков — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип в формулировке Роберта Мартина декларирует, что функции, которые используют базовый тип, должны иметь возможность использовать подтипы базового типа не зная об этом.

Читать дальше →

Принципы SOLID: принцип открытости-закрытости

Принцип открытости/закрытости — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип декларирует, что программные сущности (классы, модули, функции и т. п.) должны быть открыты для расширения, но закрыты для изменения. Это означает, что эти сущности могут менять свое поведение без изменения их исходного кода.

Читать дальше →

Принципы SOLID: принцип единственной ответственности

Принцип единственной ответственности — один из пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования и проектирования, сформулированных Робертом Мартином.

Принцип декларирует, что каждый объект должен иметь одну обязанность и эта обязанность должна быть полностью инкапсулирована в класс, а все его сервисы должны быть направлены исключительно на обеспечение этой обязанности.

Читать дальше →

Процессы, которые важны для информационной безопасности

Информационная безопасность важна практически для любого бизнеса, так как деятельность почти всех компаний достаточно существенно зависит от информационных технологий.

Взломы, утечки данных и неработоспособность ключевых систем приводит как к финансовых потерям, так и к репутационным издержкам. Чтобы снизить риски в сфере ИБ стоит внедрять базовые процессы ИБ в разработку, тестирование и системное администрирование.

Читать дальше →

Информационная безопасность — основные угрозы

В статье мы рассмотрим мотивацию атакующих и проведем их классификацию. Также классифицируем основные методы атак, оценим их риски и возможные последствия.

К сожалению, от атак не застрахован ни один веб-проект. Даже если ваш сайт ничем не интересен профессиональным хакерам (денег нет, данных мало и они не ценные), если проект не вызывает яркие негативные эмоции у кого-либо, а монетизация возможной атаки ничтожна по прибыльности, то это лишь снижает риски и всё равно проекту не избежать автоматизированных атак с целью захвата вычислительных ресурсов или для перенаправления трафика.

Читать дальше →

Основы информационной безопасности: оценка рисков и затрат, основные подходы

Информационная безопасность — обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Конфиденциальность — обеспечение исключительно авторизованного доступа к информации: информация не должна предоставляться и не должна раскрываться неавторизованным физическим лицам, организациям или процессам. Целостность — поддержание и обеспечение точности и полноты данных на протяжении всего жизненного цикла: данные не должны быть изменены неавторизованным или незаметным способом. Доступность — обеспечение беспрепятственного доступа к информации авторизованным пользователям: системы хранения и обработки информации, интерфейсы работы с информацией, системы обеспечения авторизованного доступа и каналы связи должны функционировать корректно.

Читать дальше →

Использование адаптивных изображений в веб-разработке

Изображения на сайтах могут адаптироваться как под разрешение экрана устройства для корректного отображения на мобильных устройствах, так и под экраны с высоким DPI для более детализированного отображения.

Есть несколько вариантов реализации адаптивных изображений, отличаются они по сложности реализации, кроссбраузерностью и по создаваемой нагрузке на интернет-соединение. Рассмотрим самые распространённые.

Читать дальше →

Фреймворки в веб-разработке

Фреймворки — это программные продукты, которые упрощают создание и поддержку технически сложных или нагруженных проектов. 

Фреймворк — это программное обеспечение, облегчающее разработку и объединение разных компонентов большого программного проекта. Благодаря использованию фреймворков достигается не только высокая скорость разработки, но и большая производительность и надёжность решений.

Читать дальше →

Коробочные системы управления сайтами — CMS

Коробочная система управления сайтом или CMS — это готовый программный продукт, который упрощает создание основных видов сайтов. 

Эта платформа для разработки подходит для создания как простых, так и средних по сложности сайтов. Большинство систем управления достаточно универсальны и на них можно собрать почти что угодно — от простого информационного сайта или сайта-визитки до интернет-магазина или информационного портала. Есть и специализированные CMS, заточенные под один конкретный тип сайтов, например, для интернет-магазинов.

Читать дальше →

Выбор платформы: CMS или фреймворк?

С технической точки зрения любой функционал может быть реализован или на CMS, или на фреймворке, или реализован без использования каких-либо платформ на чистом языке программирования. 

Однако некоторые проекты проще сделать на CMS, некоторые — на фреймворке, а разработка без использования платформ редко бывает рациональным решением с точки зрения бизнеса. В большинстве случаев, выбор платформы стоит основывать на экономических критериях. В статье приведены основные критерии, которые позволят принять обоснованное решение по этому вопросу.

Читать дальше →

Сжатие изображений с потерями и без потерь

Сжатие изображений — это один из способов ускорения загрузки сайта. Сделать изображения более «легкими» можно как уменьшив их физический размер в пикселях, так и путём оптимизации параметров сохранения.

На «широких» каналах размер изображений на сайте на скорость загрузки сайта влияет не очень сильно, но для пользователей, просматривающих сайт через мобильный интернет (EDGE или 3G), большие изображения могут быть проблемой. На посещаемых сайтах также могут быть сложности с загрузкой канала сервера — неоптимизированные изображения могут существенно сказываться на объёме трафика (это проблема, если он платный) или просто «забивать» канал.

Читать дальше →

SOLID — принципы объектно-ориентированного программирования

SOLID это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно-ориентированном программировании, предложенных Робертом Мартином: 

  • Single responsibility — принцип единственной ответственности
  • Open-closed — принцип открытости / закрытости
  • Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
  • Interface segregation — принцип разделения интерфейса
  • Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей
Читать дальше →

JPEG и PNG — в чём разница форматов?

JPEG и PNG — это два основных формата для изображений, которые используются на сайтах. В некоторых случаях лучше использовать JPEG, а в некоторых — PNG.

Неверный выбор формата обычно приводит к кратному возрастанию размера изображения и, следовательно, к долгой загрузке изображений на медленном интернет-канале (мобильный интернет, например).

Читать дальше →

Надёжность, доступность и отказоустойчивость сайтов и веб-приложений

Причин для сбоев в работе веб-приложений немало — это и выход из строя серверного оборудования, и сбои программного обеспечения, и аварии на уровне дата-центров. 

При этом, действительно серьёзные проекты должны работать без перебоев даже в случае отказа отдельных подсистем. Практически всех рисков можно избежать или минимизировать их последствия при помощи грамотного проектирования как серверной инфраструктуры, так и архитектуры приложения.

Читать дальше →

Адаптивный и отзывчивый дизайн

Для обеспечения хорошего отображения сайтов на мобильных устройствах (планшетах и смартфонах) обычно создаётся отзывчивый или адаптивный дизайн.

Суть подхода заключается в изменении размера и расположения блоков, коррекции размера шрифтов, а также в отключении не самых важных блоков в случае, если пользователь заходит на сайт с устройства с небольшим экраном.

Читать дальше →

PostgreSQL — объектно-реляционная система управления базами данных

PostgreSQL — это популярная свободная объектно-реляционная система управления базами данных. PostgreSQL базируется на языке SQL, отличается высокой надёжность и имеет широкие возможности.

В PostgreSQL нет ограничений на максимальный размер базы данных, количество записей и индексов таблицах.  В СУБД встроены мощные и надёжные механизмы транзакций и репликации. Также СУБД отличает легкая расширяемость и возможность онкой настройки.

Читать дальше →

Безопасность сайтов и веб-приложений

Под безопасностью веб-приложений понимается обеспечение сохранности данных, их недоступность для посторонних лиц, а также способность сервиса сохранять работоспособность при кибератаках.

Безопасность веб-приложений зависит от качества программного кода (это ответственность веб-разработчиков), от квалификации системного администратора и регулярности обсуживания серверов, а также от компетенций всех пользователей, имеющих доступ к чувствительной информации.

Читать дальше →

Принцип программирования KISS — делайте вещи проще

KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности. 

Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками.  Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.

Читать дальше →

В разделе показаны статьи, отобранные согласно выбранной теме:

Вы можете посмотреть все статьи.

Или уточнить тематику, выбрав дополнительные темыCMS, быстродействие, бэкенд-разработка, методологии разработки, программные платформы, фреймворки, фронтенд-разработка