MVC — модель‑представление-контроллер
MVC — это паттерн проектирования веб‑приложений, который включает в себя несколько более мелких шаблонов. При использовании MVC на три отдельных компонента разделены модель данных приложения, пользовательский интерфейс и логика взаимодействия пользователя с системой, благодаря чему модификация одного из этих компонентов оказывает минимальное воздействие на остальные или не оказывает его вовсе.
Основная цель применения MVC состоит в разделении данных и бизнес‑логики от визуализации. За счет такого разделения повышается возможность повторного использования программного кода: например, добавить представление данных какого‑либо существующего маршрута не только в виде HTML, но и в форматах JSON, XML, PDF, XLSX становится очень просто и не требует исменений слоя бизнес‑логики исходного маршрута. Также упрощается и сопровождение программного кода: внесение изменений во внешний вид, например, не отражаются на бизнес‑логике, а изменения бизнес‑логики не затрагивают визуализацию.
Концепция MVC разделяет данные, представление и обработку действий пользователя на компоненты:
- Модель / Model — предоставляет собой объектную модель некой предметной области, включает в себя данные и методы работы с этими данными, реагирует на запросы из контроллера, возвращая данные и/или изменяя своё состояние. При этом модель не содержит в себе информации о способах визуализации данных или форматах их представления, а также не взаимодействует с пользователем напрямую.
- Представление / View — отвечает за отображение информации (визуализацию). Одни и те же данные могут представляться различными способами и в различных форматах. Например, коллекцию объектов при помощи разных представлений можно представить на уровне пользовательского интерфейса как в табличном виде, так и списком; на уровне API можно экспортировать данные как в JSON, так в XML или XSLX.
- Контроллер / Controller — обеспечивает связь между пользователем и системой, использует модель и представление для реализации необходимой реакции на действия пользователя. Как правило, на уровне контроллера осуществляется фильтрация полученных данных и авторизация — проверяются права пользователя на выполнение действий или получение информации.
Альтернативные названия паттерна MVC:
- model-view-controller
- модель‑представление-поведение
- модель‑представление-контроллер
- модель‑вид-контроллер
Большинство фреймворков для разработки веб‑приложений построены на парадигме MVC, поэтому достаточно просто понять принцип работы любого нового фреймворка, если вы сталкивались с паттерном MVC ранее.
Использование паттерна MVC также позволяет следовать принципам SOLID в ООП и принципу DRY.
Тематические статьи
SOLID — принципы объектно‑ориентированного программирования
SOLID это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно‑ориентированном программировании, предложенных Робертом Мартином:
- Single responsibility — принцип единственной ответственности
- Open-closed — принцип открытости / закрытости
- Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
- Interface segregation — принцип разделения интерфейса
- Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей
REST и RESTful — передача репрезентативного состояния и ресурсный роутинг
REST — это стиль построения архитектуры распределенного клиент‑серверного приложения, который упрощает роутинг и построение API.
Стандарты кодирования — залог хорошей сопровождаемости проекта
Любая командная разработка может быть эффективной только в том случае, если участники команды имеют общее видение.
Если над проектом работает команда, а не один‑два разработчика, то обязательно должен быть стандарт оформления кода — набор правил и соглашений, которые описывают базовые принципы оформления программного кода, используемого совместно группой разработчиков.
Принцип программирования YAGNI — «Вам это не понадобится»
Принцип заключается в том, что возможности, которые не описаны в требованиях к системе, просто не должны реализовываться.
В результате разработка ненужных функций не сжигает бюджет проекта, а разработчики не тратят оплачиваемое время на реализацию и дальнейшее сопровождение в реальности ненужного функционала. Избыточный функционал сжигает больше всего ресурсов именно на сопровождении: больше написанного кода — труднее сопровождать и выше вероятность появления «багов». И тут очень уместна поговорка: «лучший код — это ненаписанный код».
Принцип программирования KISS — делайте вещи проще
KISS — это принцип проектирования и программирования, при котором простота системы декларируется в качестве основной цели или ценности.
Большая часть программных систем необосновано перегружена практически ненужными функциями, что ухудшает удобство их использование конечными пользователями, а также усложняет их поддержку и развитие разработчиками. Следование принципу KISS позволяет разрабатывать решения, которые не обладают этими недостатками: они просты в использовании и в сопровождении.
Принцип программирования DRY — don’t repeat yourself / не повторяйте себя
Следование принципу DRY позволяет добиться высокой сопровождаемости программного продукта: внесение изменений и тестирование значительно упрощаются.
Если код не дублируется, то для изменения логики достаточно внесения исправлений всего в одном месте. Также значительно проще тестировать одну (пусть и более сложную) функцию, а не набор из десятков однотипных. При следовании DRY упрощается и повторное использование функций, вынесенных из сложных алгоритмов, что позволяет сократить время разработки и тестирования новой функциональности.
TDD — разработка через тестирование
TDD, test-driven development или разработка через тестирование — это методология разработки ПО, повышающая надёжность и сопровождаемость проектов.
TDD основывается на повторении коротких циклов разработки: сначала пишется тест, покрывающий желаемое изменение, затем пишется программный код, который реализует желаемое поведение системы и позволяет пройти написанный тест, а после этого проводится рефакторинг написанного кода с постоянной проверкой прохождения тестов.
Флаги функций (Feature Flags)
Флаги функций позволяют отделить развертывание функций от развертывания кода, обеспечивают возможности для A/B-тестирования и предоставляют механизм быстрого отключения проблемных функций