Тематические статьи →

Управление изменениями в «водопадных» проектах

​В ходе про­екта все­гда что-то меня­ет­ся. Либо про­яс­ня­ется исход­ное виде­ние, либо изме­не­ния свя­заны с пере­осмыс­ле­нием изна­чаль­ных пред­по­сы­лок. Вне­се­ние в уже запу­щен­ный про­ект изме­не­ний в любом слу­чае тре­бует некого биз­нес-процесса.

Откуда вообще берутся изме­не­ния в «водо­пад­ных» про­ек­тах и почему это может быть про­бле­мой?

«Водо­пад­ная» модель раз­ра­ботки в прин­ципе не пред­на­зна­чена для реа­ли­за­ции про­ек­тов в стиле «ввя­жемся в бой, а там война план пока­жет». По сути, водо­пад­ная мето­до­ло­гия «зато­чена» под хорошо про­гно­зи­ру­е­мые про­екты с понят­ными изна­чально ожи­да­ни­я­ми, а на про­ек­тах с высо­кой долей неопре­де­лен­но­сти она часто даёт сбои.

Реа­лии рынка раз­ра­ботки ПО, одна­ко, дик­туют свои тре­бо­ва­ния: Заказч­кам нужны чётко зафик­си­ро­ван­ные бюд­жеты и сроки раз­ра­ботки даже тогда, когда тре­бо­ва­ния к про­екту не могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны. Поэтому боль­шая часть про­ек­тов в нашей сфере реа­ли­зу­ется именно в рам­ках кас­кад­ной модели раз­ра­ботки, а непро­ра­бо­тан­ность целей и задач при­во­дит к необ­хо­ди­мо­сти вне­се­ния изме­не­ний в план работ уже в про­цессе непо­сред­ствен­ной реа­ли­за­ции.

Основ­ные про­блемы – это необ­хо­ди­мость воз­вра­щаться к пред­ше­ству­ю­щим эта­пам в рам­ках новых задач, а также пере­смат­ри­вать гря­ду­щие этапы на пред­мет их соот­вет­ствия новым зада­чам.

Можно при­ве­сти ана­ло­гию из стро­и­тель­ства: вна­чале при­ни­ма­ется реше­ние стро­ить двух­этаж­ный дом с ман­сар­дой, а затем, когда пер­вый этаж уже постро­ен, выяс­ня­ет­ся, что этажа надо мини­мум три, а крыша должна быть плос­кой и с пло­щад­кой для вер­толёта. Дан­ные изме­не­ния повле­кут за собой необ­хо­ди­мость укреп­ле­ния фун­да­мен­та, доба­вят работ по стро­и­тель­ству допол­ни­тель­ного эта­жа, а также изме­нят состав работ по стро­и­тель­ству кры­ши. Разу­ме­ет­ся, что это повли­яет на сроки и бюд­жет. В раз­ра­ботке ПО ситу­а­ция похо­жая: суще­ствен­ные изме­не­ния задач про­екта вызы­вают необ­хо­ди­мость пере­делки уже выпол­нен­ных ранее работ и пере­пла­ни­ро­ва­ния гря­ду­щих.

Мето­дики работы с изме­не­ниями

Если изме­не­ния глобальны, то тут потре­бу­ется оста­новка выпол­не­ния работ, пере­осмыс­ле­ние про­екта, про­хож­де­ние всех пред­ше­ству­ю­щих эта­пов по всем изме­не­ниям и пере­пла­ни­ро­ва­ние буду­щих.

По опыту можно ска­зать, что это доста­точно кон­фликт­ный путь. Про­ект гаран­ти­ро­ванно выхо­дит за рамки сро­ков и бюд­же­та, что при­во­дит к раз­но­гла­си­ям. С дру­гой сто­ро­ны, спор о том, что больше работ может быть выпол­нено в рам­ках выде­лен­ных изна­чально ресур­сов, напо­ми­нает несо­гла­сие с гра­ви­та­цией – её суще­ство­ва­ние тоже можно тео­ре­ти­че­ски отри­цать, но на прак­ти­ке, во избе­жа­нии излиш­него трав­ма­тиз­ма, лучше всё же её учи­ты­вать.

Если изме­не­ния не очень зна­чи­тельны и носят харак­тер дополнений, то подой­дёт запуск мини-про­екта по пере­со­гла­со­ва­нию теку­щих задач и выпол­не­нию новых. Спо­соб под­хо­дит, если изме­не­ния не очень кри­тичны и сле­до­ва­ние преж­нему плану не при­ведёт к выпол­не­нию заве­домо ненуж­ных работ.

В этом слу­чае про­ект про­дол­жает выпол­няться по преж­нему плану (или незна­чи­тельно изме­нен­ному), а новые задачи про­ра­ба­ты­ва­ются (а часто и реа­ли­зу­ются) парал­лельно с преж­ни­ми. Пре­вы­ше­ние бюд­жета тут тоже крайне веро­ят­но, но в сроки про­ект имеет все шансы уло­жить­ся.

Мел­кие изме­не­ния, кото­рые выхо­дят за рамки про­екта, чаще всего раци­о­наль­нее выпол­нять уже после завер­ше­ния основ­ных работ. Непре­рыв­ный поток «неболь­ших» изме­не­ний часто про­сто пара­ли­зует выпол­не­ние работ, так как про­из­вод­ствен­ные ресурсы ухо­дят на обра­ботку вхо­дя­щей инфор­ма­ции. Или изме­не­ния при­во­дят к про­бле­мам, если фаза ана­лиза про­пус­ка­ется и полу­чен­ные изме­не­ния сразу идут «в работу».

Еще можно ими­ти­ро­вать «водо­пад» в рам­ках ите­ра­тив­ной раз­ра­ботки — тут помо­жет чёт­кий общий план работ (roadmap), кото­рый, по сути, явля­ется ТЗ «водо­падного» про­екта, но может вполне успешно исполь­зо­ваться в рам­ках фак­ти­че­ской ите­ра­тив­ной раз­ра­ботки. При этом надо пони­мать, что такой под­ход не очень раци­о­на­лен, так как он в конеч­ном счёте может иметь все минусы и той, и дру­гой мето­до­ло­гии.

Резюме

В прин­ципе, вно­сить кар­ди­наль­ные изме­не­ния в «водо­падный» про­ект стоит лишь в том слу­чае, когда сле­до­ва­ние изна­чальному плану при­ведёт совсем не туда, куда надо. И тут нужна готов­ность к вре­мен­ной оста­новке про­екта и пере­осмыс­ле­нию изна­чаль­ных договоренностей. Вообще изме­не­ний при работе по «водо­паду» лучше избе­гать и стра­хо­ваться от их появ­ле­ния — на сбор тре­бо­ва­ний, на их ана­лиз и на про­ектирование стоит выде­лять суще­ствен­ные ресурсы (как вре­мен­ные, так и мате­ри­аль­ные).

Если же цели и задачи про­екта не могут быть доста­точно чётко опре­де­лены на стар­те, то лучше смот­реть в сторону ите­ра­тив­ной раз­ра­ботки, так как водо­пад­ная модель в этом слу­чае не под­ходит и реа­ли­за­ция про­екта в её рам­ках ни к чему хоро­шему при­ведёт.

Поделитесь с друзьями:


Информация о публикации:

Материал опубликован в 2014 году. Эта ста­тья о веб-разработке. При пере­пуб­ли­ка­ции обя­за­тельно ука­за­ние пер­во­ис­точ­ника в виде гипер­тек­сто­вой ссылки на сайт web-creator.ru

Воспользуйтесь нашими
знаниями и опытом

Отправьте нам сообщение при помощи формы. Или напишите на e-mail s@web-creator.ru

Мы максимально оперативно ответим Вам по электронной почте или перезвоним.

При отправке сообщения через форму, укажите пожалуйста предпочтительный способ связи с Вами: телефон или адрес электронной почты. Мы сможем ответить Вам подробнее, если Вы напишете что-то о запланированном проекте или предполагаемых задачах.

Либо просто позвоните нам по номеру: +7 495 215-1501

Мы работаем по будним дням с 10 до 19 часов.

Комплексные услуги

Реализация «под ключ» проектов по созданию различных видов сайтов, разработка веб-приложений для автоматизации бизнес-процессов, ведение контекстных и медийных рекламных кампаний, поисковое продвижение, комплексная поддержка веб-проектов, консалтинговые услуги.