Тематические статьи →

Алгоритмы поисковых систем: история развития

Поис­ко­вые системы на сего­дняш­ний день для ран­жи­ро­ва­ния резуль­та­тов поиска учи­ты­вают мно­го­чис­лен­ные фак­то­ры. Но за этой слож­но­стью стоит уже почти 2 деся­ти­ле­тия раз­ви­тия поис­ко­вых алгоритмов.

В девя­но­стые годы коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей сети было не столь зна­чи­тель­ным, как сегод­ня. Тогда сай­тов и инфор­ма­ции в сети было не так мно­го, люди, в основ­ном, исполь­зо­вали ката­логи сай­тов, где были пред­став­лены и клас­си­фи­ци­ро­ваны по тема­тике извест­ные сай­ты. К сере­дине 90х поис­ко­вики еще только начали появ­лять­ся, а поиск в те годы осно­вы­вался лишь на тек­сто­вом содер­жа­нии сай­тов. Но к концу 90х ауди­то­рия Интер­нета стала доста­точно быстро уве­ли­чи­вать­ся, число сай­тов — воз­рас­тать, поиск по ката­ло­гам ста­но­вился всё более неэф­фек­тив­ным, а тек­сто­вый поиск, осно­ван­ный только на содер­жа­нии сай­тов, часто выда­вал не очень полез­ные резуль­таты — вер­нее резуль­таты полез­ные были, но найти их в неупо­ря­до­чен­ном списке было очень непросто.

Рост ауди­то­рии интер­нета стал вызы­вать ком­мер­че­ский инте­рес — ком­па­нии стали про­дви­гать товары и услу­ги, реги­стри­руя свои сайты в попу­ляр­ных ката­ло­гах и запол­няя свои сайты огром­ными мас­си­вами инфор­ма­ции. В это же время появился и поис­ко­вый спам — созда­ние тек­сто­вых мате­ри­а­лов не для людей, а для робо­тов поис­ко­вых систем (так назы­ва­е­мые дорвеи), показ робо­там и людям раз­ного содер­жа­ния (так назы­ва­е­мый кло­акинг). Алго­ритмы поиска и так уже не справ­ля­лись со сво­ими зада­чами из-за роста объ­ё­ма, а тут еще и целе­на­прав­лен­ное вре­ди­тель­ство появилось.

Но в 98 году на сцену вышел Google с инно­ва­ци­он­ной тех­но­ло­гией PageRank, осно­ван­ной на том, что интер­нет — это сеть, доку­менты в сети вза­и­мо­свя­за­ны, а эти вза­и­мо­связи весьма ценны тем, что на хоро­шие сайты много ссы­лок, а на пло­хие — мало, что хоро­шие чаще ссы­ла­ются на хоро­ших, а на пло­хие или не ссы­ла­ются вовсе, или ссы­ла­ются очень ред­ко. Спо­соб­ность отде­лять хоро­шее от пло­хого и воз­мож­ность упо­ря­до­чи­вать хоро­шие сайты стали осно­вой для рас­цвета Google. Соб­ственно с появ­ле­нием этой тех­но­ло­гии в SEO нача­лась новая эра — эра ссы­лок.

После появ­ле­ния PageRank поисковиками стали учи­ты­ваться еще и тек­сты ссы­лок. Если на сайт часто ссы­ла­лись с неким тек­стом, то по соот­вет­ству­ю­щему поис­ко­вому запросу сайт нахо­дился выше в резуль­та­тах поис­ка. В этом про­цессе учи­ты­ва­лось и каче­ство ссы­ла­ю­ще­гося сайта — ссылка с хоро­шего сайта (с сайта с высо­ким PR) давала гораздо более силь­ный эффект.

Но на каж­дое дей­ствие нахо­дится противодей­ствие. Ком­мер­че­ский инте­рес к нахож­де­нию на высо­ких пози­циях в резуль­та­тах поиска всё воз­рас­тал, поэтому появ­ле­ние мето­дов для влияния на резуль­таты поиска при нали­чии ком­мер­че­ской заинте­ресованности было лишь вопро­сом вре­ме­ни. Ссыл­ками стали менять­ся, они стали поку­паться и продаваться, сайты-ката­логи стали использоваться для полу­че­ния ссы­лок, особо заинте­ресованные в про­дви­же­нии ком­па­нии стали раз­ра­ба­ты­вать фермы сай­тов для полу­че­ния ссы­лок на соб­ствен­ные или про­дви­га­е­мые сай­ты.

В начале «нуле­вых» годов поис­ко­вые системы были еще доста­точно про­сты, дости­же­ние высо­ких пози­ций по любым запро­сам были только вопро­сом вре­мени и бюд­же­та. Пара меся­цев актив­ного обмена ссыл­ка­ми, реги­стра­ция по базе ката­ло­гов и покупка пары десят­ков хоро­ших ссы­лок — и всё, сайт надолго «в десятке». Именно в эти годы ком­па­ния «Веб Кре­а­тор» вышла на этот рынок, это были хоро­шие вре­мена как для опти­ми­за­то­ров, так и для заказ­чи­ков.

В конце «нуле­вых» поис­ко­вики стали «закру­чи­вать гайки» — обмен стал детек­ти­ро­ваться и пере­стал учи­ты­ваться, мно­гие круп­ные пор­та­лы, ули­чён­ные в про­даже ссы­лок, были «зафиль­тро­ваны» и ссылки с них пере­стали учи­ты­ваться, тоже самое про­изо­шло с ката­ло­гами и боль­шими фер­ма­ми. Сеош­ники отве­тили на это запус­ком авто­ма­ти­че­ских бирж по купле-про­дажи ссы­лок и пере­хо­дом к более ком­плекс­ному под­хо­ду. Про­шла волна авто­ма­ти­че­ски сге­не­ри­ро­ван­ных сай­тов и сай­тов с воро­ван­ных кон­те­ном, Яндекс отве­тил на это АГС-филь­тром, а Google стал еще чаще «запи­хи­вать» новые сайты в песоч­ни­цу.

Поис­ко­вые системы активно раз­ви­вали и про­дол­жают раз­ви­вать свои алго­ритмы, работа кото­рых направ­лена на сни­же­ние внеш­них воз­дей­ствий на резуль­таты поиска и на фор­ми­ро­ва­ние каче­ствен­ных резуль­та­тов для каж­дого кон­крет­ного пользователя. В насто­я­щий момент уже внед­рены или активно тести­ру­ются как алго­ритмы гео­тар­ге­тин­га, пер­со­ни­фи­ка­ции и учета исто­рии запро­сов при фор­ми­ро­ва­нии резуль­та­тов поис­ка, отсле­жи­ва­ние пове­де­ния поль­зо­ва­те­лей на сай­тах для опре­де­ле­ния их «полез­но­сти» и мно­гое дру­гое. Сей­час поис­ко­вые алго­ритмы учи­ты­вают более тысячи раз­лич­ных фак­то­ров, кон­тро­ли­ро­вать кото­рые доста­точно слож­но, поэтому достичь каче­ствен­ных резуль­та­тов можно только рабо­тая над сай­том ком­плекс­но, повы­шая его каче­ство не только для робо­тов поис­ко­вых систем, но и для конеч­ных поль­зо­ва­те­лей.

Поделитесь с друзьями:


Информация о публикации:

Материал опубликован в 2014 году. Эта ста­тья о поис­ко­вом про­дви­же­нии сайтов. При пере­пуб­ли­ка­ции обя­за­тельно ука­за­ние пер­во­ис­точ­ника в виде гипер­тек­сто­вой ссылки на сайт web-creator.ru

Воспользуйтесь нашими
знаниями и опытом

Отправьте нам сообщение при помощи формы. Или напишите на e-mail s@web-creator.ru

Мы максимально оперативно ответим Вам по электронной почте или перезвоним.

При отправке сообщения через форму, укажите пожалуйста предпочтительный способ связи с Вами: телефон или адрес электронной почты. Мы сможем ответить Вам подробнее, если Вы напишете что-то о запланированном проекте или предполагаемых задачах.

Либо просто позвоните нам по номеру: +7 495 215-1501

Мы работаем по будним дням с 10 до 19 часов.

Комплексные услуги

Реализация «под ключ» проектов по созданию различных видов сайтов, разработка веб-приложений для автоматизации бизнес-процессов, ведение контекстных и медийных рекламных кампаний, поисковое продвижение, комплексная поддержка веб-проектов, консалтинговые услуги.