Гарантии в IT‑услугах встречаются не так уж и редко: это и гарантии качества в разработке, и SLA в поддержке, и гарантии трафика или позиций в продвижении. Но тем не менее, понимаются эти гарантии не всегда правильно.
Иллюзорные гарантии в разработке и продвижении сайтов
Давайте рассмотрим «иллюзорные» гарантии, которые вроде как присутствуют в том или ином виде, но на самом деле их нет.
«Устные обещания» — заказчику обещают «золотые горы», что результат будет точно в срок и в полном объёме, однако в рамках договора никаких формальных обязательств нет, итоговый результат или не описан, или описан так, что под это описание что угодно подпадает, а штрафные санкции минимальные, если вообще присутствуют.
«Возвращается только сверхприбыль» — подрядчик гарантирует возврат существенной части средств в случае неудачи, но при этом возврату не подлежит некая сумма, которая равна фактической себестоимости оказания услуг с заложенной нормой прибыли. А сумма гарантии — это просто возможность получить сверхприбыль.
«Попробуй отними» — подрядчик вроде как что‑то формально гарантирует, но получение от него какой‑либо компенсации — сложновыполнимая задача. Для получения обещанного надо пройти заслон из юристов и службы безопасности, претензионного порядка решения споров, а затем и суда (возможно, что и не одной инстанции). И, как правило, сумма, которую можно получить по гарантии, не стоит подобных трудов.
«Гарантированная чушь» — подрядчик, пользуясь некомпетентностью заказчика, предоставляет гарантии на то, что заказчику не надо. Например, в продвижении гарантируют выведение в топ по запросам, которые пользователи совсем не вводят, например, «купить хорошую рубашку в кредит недорого» или «скидки на станки КЛМН-1 от производителя». А в разработке, например, пишут спецификации по которым можно сдать вообще любой подукт: «на сайте должны быть логотип, меню и текст о компании».
«Обязательства и бизнес разделены» — подрядчик гарантирует заказчику выполнение неких работ на отличных условиях, только основной бизнес подрядчика не в этом, а в дополнительных услугах, продаваемых в обязательном для заказчика порядке. Например, продвижение «с оплатой за результат», продающееся с обязательной предварительной оптимизацией, которая стоит существенных денег. Или разработка с обязательной технической поддержкой и хостингом, например, на базе самописных систем, которые никто кроме разработчика не знает и поддерживать не сможет.
И это далеко не полный перечень моделей продажи услуг с иллюзорными гарантиями. Впрочем, на рынке есть и компании, которые дают настоящие гарантии, но и там есть некоторые особенности в ценообразовании, о которых заказчику лучше знать заранее.
Тематические статьи
Заказчик, получая гарантийные обязательства, в какой‑то мере мотивирует исполнителя на качественное исполнение взятых на себя обязательств. Однако тут есть подводные камни, о которых стоит знать.
Гарантии, подкреплённые реальными обязательствами подрядчика, всегда заложены в цену услуги. Это бизнес, иначе не бывает.