Яндекс прекратил учитывать внешние ссылки в ранжировании по коммерческим запросам

С 12 марта 2014 года Яндекс перестал учитывать ссылки в ранжировании в Московском регионе по ряду коммерческих тематик, таких как, например, недвижимость, туризм, электроника и бытовая техника. В дальнейшем изменения распространятся на другие тематики и на другие регионы.

Сообщение о произошедшем событии было опубликовано на сайте Яндекса. Вместе с этим, в сообщении Яндекса содержится мотивирующий призыв улучшать качество сайтов:

Мы надеемся, что ресурсы, которые были использованы для манипуляций ссылками, теперь будут направлены на реальное улучшение качества сайта. В конечном итоге от этого выиграют и пользователи, и бизнес, и поисковые системы.

В общем‑то, это всё достаточно логично. Хорошие сайты делают пользователей довольными, а выигрывают от этого действительно все — и владельцы сайтов, и их посетители, и поисковики.

Но если вернуться к основному событию, то выводы следующие:

Роль внутренних и поведенческих факторов ранжирования будет возрастать. Яндекс обладает весьма мощными инструментами как в области обработки текстов на русском языке, так и в области сбора и анализа метрик, касающихся поведения пользователей на сайтах. Надо просто делать сайты для людей, а не для роботов.

Ссылочное ранжирование по прежнему будет работать и для коммерческих сайтов: «ссылки отключили» не для коммерческих сайтов, а для конкретного списка запросов. Точной классификации запросов на коммерческие и некоммерческие нет и быть не может. Часть коммерческих запросов будет классифицироваться как информационные, а значит ранжирование по ним будет производиться с учётом внешних ссылок. Да и трафик по информационным запросам может монетизироваться.

Из сообщения также не очень понятно, учёт ссылок полностью отключили или только ранжирование по их текстам прекратили. Скорее всего алгоритмы расчёта ссылочной авторитетности продолжают работать, и так называемый взвешенный индекс цитируемости Яндекса (аналог PageRank Google) в ранжировании всё также учитывается.

Интернет имеет гипертекстовую природу, то есть ссылки — это его основа. Вряд ли разумно было бы исключать этот фактор, даже если соотношение «шум/сигнал» уже не в пользу сигнала. «Шум» можно если не исключить совсем, то очень серьёзно сократить. Очень сомнительно, что Яндекс и раньше не детектировал покупные ссылки — реализация алгоритма, с очень высокой долей вероятности определяющего как сайты с продающимися через биржи ссылками, так и отдельные покупные ссылки, не требует больших усилий от хорошего программиста, а последних в Яндексе много работает.

Реакция сообщества оптимизаторов и их Заказчиков оказалась весьма ожидаемой.

Разумеется, что это сообщение затронуло «за живое» те компании, которые пользуются услугами оптимизаторов. Да и самих оптимизаторов, разумеется, тоже. Реакция на это у профессионалов очень сильно зависит от опыта работы. Чем дольше специалист работает в сфере и чем более серьёзный у него подход к проектам, тем спокойнее он к подобным заявлениям относится, так как на самом‑то деле цели Яндекса и хороших оптимизаторов по большей части совпадают — все хотят осчастливить пользователей.

Собственно это очередные «похороны» поисковой оптимизации. Очередные — это потому, что начиная с момента, когда мы начали заниматься SEO (то есть с 2004 года), это уже далеко не первое заявление Яндекса о борьбе с различного рода накрутками. Борьба, разумеется, имеет место, да только она SEO не убивает, а отсекает непрофессиональных оптимизаторов. Что и происходит сейчас: пострадали от апдейта, в основном, те сайты, которые продвигались только за счёт автоматической закупки ссылок через биржи или через агрегаторов, а с нормальными сайтами, работа оптимизаторов с которыми заключалась не только в нажатии на кнопку «купить ссылок на 100 у.е.», сейчас всё хорошо.

Заказчики оптимизаторов, практикующих комплексный подход к проектам, просто не заметили изменений или даже порадовались улучшениям. А основная масса возгласов типа «Яндекс убивает интернет‑коммерцию» исходит от не очень профессиональных подрядчиков.

SEOинтернет-маркетинг
Статья опубликована в 2014 году

Тематические статьи

Алгоритмы поисковых систем: история развития

Поисковые системы на сегодняшний день для ранжирования результатов поиска учитывают многочисленные факторы. Но за этой сложностью стоит уже почти 2 десятилетия развития поисковых алгоритмов.

SEO
интернет-маркетинг
Статья опубликована в 2014 году

Алгоритмы поисковых систем: поведенческие факторы

Откуда поисковые системы знают о происходящем на вашем сайте? И зачем им это вообще знать?

SEO
интернет-маркетинг
Статья опубликована в 2014 году

Алгоритмы поисковых систем: внешние ссылки и ранжирование

Внешние ссылки — один из существенных факторов в ранжировании сайтов поисковыми системами. Однако, поисковыми алгоритмами учитываются далеко не любые ссылки и не все ссылки полезны.

SEO
интернет-маркетинг
Статья опубликована в 2014 году

Алгоритмы поисковых систем: Матрикснет Яндекса

Яндекс с 2009 года использует при ранжировании сайтов систему машинного обучения, которая называется Матрикснет. Это позволяет поисковой системе учитывать очень много факторов при ранжировании сайтов.

SEO
машинное обучение
интернет-маркетинг
Статья опубликована в 2014 году